ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 октября 2018 г. N 302-ЭС18-16063
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Иркутской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29.01.2018 по делу N А19-17093/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2018 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.07.2018 по тому же делу
по иску администрации Шелеховского городского поселения (далее - администрация) к Иркутской области в лице министерства с требованием о взыскании расходов в размере 1 590 000 рублей, понесенных истцом в связи с обеспечением жилым помещением в льготном порядке инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Иркутской области, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области,
решением Арбитражного суда Иркутской области от 29.01.2018, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2018 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.07.2018, исковое требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, министерство просит об отмене судебных актов, ссылаясь на существенные нарушения норм материального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из представленных материалов, на основании апелляционного определения Иркутского областного суда от 06.10.2016 по делу N 38-13578/2016 на администрацию возложена обязанность по предоставлению гражданкам Гусевой С.А. и Гусевой Е.В., являющимися инвалидами и имеющими диагноз, входящий в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 (далее - постановление N 378), вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную жилую площадь.
На основании постановления администрации между муниципальным образованием "Город Шелехов" и Гусевой С.А. заключен договор социального найма, согласно которому жилое помещение общей площадью 47,5 кв. м передано последней в бессрочное владение и пользование. Согласно отчету N 24/2017 рыночная стоимость указанного жилого помещения составляет 1 590 348 рублей по состоянию на 22.03.2017.
Поскольку понесенные расходы в связи с предоставлением жилого помещения инвалидам возмещены не были, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 84, 85, 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением N 378, суды пришли к выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств субъекта Российской Федерации, в данном случае - Иркутской области в лице министерства.
Вывод судов соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судами, получили надлежащую правовую оценку и не подтверждают существенного нарушения норм материального и (или) процессуального права, в связи с чем оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
отказать Министерству финансов Иркутской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
М.В.ПРОНИНА
------------------------------------------------------------------