Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 15.09.2020 N 301-ЭС20-11618 по делу N А31-16924/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 сентября 2020 г. N 301-ЭС20-11618

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОАР" на решение Арбитражного суда Костромской области от 11.09.2019, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.05.2020 по делу N А31-16924/2018,

установил:

Департамент лесного хозяйства по Костромской области (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "РОАР" (далее - Общество) о взыскании 1 590 627 рублей 21 копейки задолженности по договору аренды лесного участка от 14.10.2008 N 5 по состоянию на 28.01.2019, 53 304 рублей 02 копеек неустойки за нарушение срока внесения арендной платы в 2017 году, 151 660 рублей 92 копеек штрафной неустойки за нарушение сроков внесения арендной платы в 2018 году.

Решением Арбитражного суда Костромской области от 11.09.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.05.2020, иск удовлетворен в полном объеме.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что выводы суда апелляционной инстанции о том, что истцом при начислении арендной платы за 2018 год применены ставки действующие в год изъятия лесных ресурсов, а не декларирования не изъятого объема (2015), не соответствуют материалам дела, положениям Приказа Минприроды России о 13.09.2016 N 474 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" и договору аренды лесного участка.

Приказ Минприроды России от 13.09.2016 N 474 от 13.09.2016 N 474 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" устанавливает порядок использования дополнительного объема изъятия древесины, но не содержит методику расчета, применяемую в указанных случаях.

Между тем, пунктами 6 - 9 договора аренды лесного участка N 5 от 14.10.2008 предусмотрено, что расчет арендной платы производится на основании ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, установленной Правительством Российской Федерации с применением регионального коэффициента 1,6, действовавшего на момент проведения конкурса и повышающего коэффициента 1,23. Арендная плата по договору устанавливается в размере суммы платежей лесных податей за весь годовой объем пользования, установленный договором по сплошным и выборочным рубкам.

Арендная плата определяется ежегодно путем суммирования стоимости лесосек, отведенных и задекларированных на соответствующий год.

Исходя из приведенной истцом формулы, расчет арендной платы за 2018 включает в себя и недоиспользованный объем за 2015,2016 годы (23 404 м3), который также является частью арендных платежей 2018 года, соответственно, задекларированный, но неиспользованный объем древесины в 2015,2016 годах, согласно сделанному судом выводу о применении ставок, действующих в год изъятия лесных ресурсов, должен быть рассчитан исходя из ставок 2018 года, согласно условиям договора аренды, а не 2015-2016.

Судом апелляционной инстанции сделан ошибочный вывод о применении ставок, действующих в год изъятия лесных ресурсов, так как приведенная формула содержит расчет одновременно по ставкам как 2018 года, так и 2015 и 201 6 годов.

Задекларированную в 2015 году делянку N 7 ООО "РОАР" не осваивало, а в 2018 году неиспользованный объем получило с другой делянки, где иные качественные и товарные структуры леса не свидетельствуют о невозможности применения при расчете стоимости недоиспользованного в 2018 году объема, ставок арендной платы, действовавших на момент предыдущего (2015-2016 годов) декларирования неизъятого объема.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, Департамент (арендодатель) и Общество (арендатор) 14.10.2008 заключили договор аренды лесного участка N 5, по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола N 12 лесного конкурса от 22.03.2006 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности и определенный пунктом 2 договора.

Согласно пункту 2 договора лесной участок площадью 9365 гектаров имеет местоположение: Костромская область, Парфеньевский район, ОГУ "Парфеньевское лесничество; Татауровское участковое лесничество, кварталы N 1 - 11, 17 - 20, 42 - 49, 74, 109, 112, 114; Вохтомское участковое лесничество, кварталы N 3, 4, 5, 19 - 25, 27, 39, 90, 99, 100, 105, 106; номер учетной записи в государственном лесном реестре 34:234:15:0059.

Арендатор обязан вносить арендную плату в установленные сроки в соответствии с приложением 4 (пункт 10 договора).

В соответствии с подпунктом "к" пункта 18 договора за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор уплачивает арендодателю штраф в размере 10 процентов от суммы платежа.

Срок действия договора установлен с 10.04.2006 по 09.04.2021 (пункт 25 договора).

Договор зарегистрирован в установленном порядке 26.12.2008 под номером 44-44-04/200/2008-051.

В связи с нарушением ответчиком сроков внесения арендной платы в 2017 году истец начислил штрафы за следующие периоды: с 15.09.2017 по 22.09.2017 за просрочку на 6 дней в размере 14 277 рублей 61 копейки, с 15.11.2017 по 23.11.2017 за просрочку на 7 дней - 15 136 рублей 75 копеек, с 15.12.2017 по 29.12.2017 за просрочку на 13 дней - 23 889 рублей 67 копеек. Всего за 2017 год начислены штрафные санкции на общую сумму 53 304 рубля 02 копейки.

Задолженность по арендной плате за 2018 год по расчету истца составила 1 590 627 рублей 21 копейку.

За нарушение сроков внесения арендных платежей истец начислил ответчику штраф за период с 15.11.2018 по 04.12.2018 за просрочку на 18 дней в размере 75 830 рублей 46 копеек, с 15.12.2018 по 17.12.2018 за просрочку в 3 дня - 75 830 рублей 46 копеек, всего на общую сумму 151 660 рублей 92 копейки.

Истец 22.11.2018 направил ответчику требование об исполнении договора и необходимости в срок до 07.12.2018 погасить образовавшуюся задолженность.

Неисполнение ответчиком претензионного требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.

По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей использования лесов (часть 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

При переоформлении договора аренды лесного участка в связи со вступлением в силу Лесного кодекса Российской Федерации условия о размере арендной платы и объемов лесопользования (24 600 кубических метров) воспроизведены сторонами в договоре, поскольку они определены на торгах в результате согласованных действий Департамента и Общества.

Из пунктов 6 - 9 договора следует, что расчет арендной платы производится на основе ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, установленной Правительством Российской Федерации с применением регионального коэффициента 1,6, действовавшего на момент проведения конкурса, и повышающего коэффициента 1,23. Размер регионального коэффициента по взаимному согласию сторон может быть увеличен в связи с изменением экономической ситуации на рынке реализации лесопродукции. Арендная плата по договору устанавливается в размере суммы платежей лесных податей за весь годовой объем пользования, установленный договором по сплошным и выборочным рубкам. Арендная плата определяется ежегодно путем суммирования стоимости лесосек, отведенных и задекларированных на соответствующий год.

Пунктом 11 договора предусмотрена возможность изменения суммы арендной платы пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.

Исходя из принципа платности использования лесов, установленного статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации, для расчета годовой арендной платы за весь годовой объем пользования, установленный договором по сплошным и выборочным рубкам, применяется следующий алгоритм:

"В случае декларирования объема использования меньше установленного настоящим договором, арендная плата, исчисленная по лесной декларации, доначисляется на сумму арендной платы, рассчитанной по незадекларированному объему, исходя из стоимости 1 кубического метра древесины продекларированного объема в разрезе хозяйств (хвойное, лиственное) и видов рубок.

Если не продекларирован один из видов рубок (сплошные или выборочные), стоимость 1 кубического метра непродекларированного объема определяется:

- для сплошных рубок с применением коэффициента 2,0 к стоимости 1 кубического метра древесины задекларированного объема по выборочным рубкам;

- для выборочных рубок с применением коэффициента 0,5 к стоимости 1 кубического метра древесины задекларированного объема по сплошным рубкам".

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 13.05.2019 N 1197-О указал, что установление такой арендной платы является способом реализации государством правомочий публичного собственника природных ресурсов.

Таким образом, содержащийся в части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации порядок установления минимального размера арендной платы носит императивный характер, поскольку направлен на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, а плата за его использование подлежит перечислению в бюджет). В связи с этим и с регулируемым характером минимального размера арендной платы применение при ее расчете средних ставок, не предусмотренных Постановлением N 310, не допускается, поскольку противоречит указанной части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" и подпунктом "г" пункта 16 договора Общество в установленном порядке подало лесные декларации, содержащие информацию об объеме древесины с конкретизацией по породам и кварталам (выделам) лесного участка, что подтверждает согласие арендатора с количеством и качеством отведенного лесного фонда.

Согласно сортиментно-товарным таблицам и лесотаксационным справочникам, с учетом разделения на дрова и деловую древесину, которая, в свою очередь, распределяется на крупную, среднюю и мелкую, производится материально-денежная оценка лесосеки.

Ежегодный объем использования составляет 24 600 кубических метров, в том числе 3100 кубических метров - по хвойному хозяйству; 21 500 кубических метров - по лиственному хозяйству.

Арендная плата рассчитана истцом в соответствии с условиями договора как произведение ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, утвержденных Постановлением N 310, с применением к ставкам платы повышающего коэффициента, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2914 N 947, и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке согласно лесным декларациям.

Согласно второму абзацу пункта 9 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила N 474), лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года при условии полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования).

Довод заявителя об оплате изымаемой в 2018 году древесины в 2015 году отклонен судами с учетом того, что задекларированную в 2015 году делянку N 7 ответчик не осваивал, в 2018 году недоиспользованный объем получил с другой делянки, где иные качественные и товарные структуры леса.

При этом изъятие древесины на новой делянке в 2015 году Общество не оплачивало.

Ответчик с заявлением о возврате арендных платежей за недоиспользованный объем 2015 года в размере 326 419 рублей 37 копеек в Департамент не обращался, в связи с чем данная сумма была учтена истцом при расчете арендной платы за недоиспользованный объем 2015 года (7082 кубических метра) при исчислении арендной платы по поданной Обществом лесной декларации N 12 от 13.12.2018 (задолженность уменьшена).

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "РОАР" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.ЧУЧУНОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления