ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 апреля 2024 г. N 309-ЭС23-30257
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Региональный оператор "Эко-Сити" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.04.2023, постановление постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.11.2023 по делу N А07-26960/2021,
общество с ограниченной ответственностью "Кремень" (далее - ООО "Кремень", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью Региональный оператор "Эко-Сити" (далее - ООО РО "Эко-Сити", Региональный оператор, ответчик, заявитель) с исковым заявлением об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 11.08.2021, об обязании заключить договор в редакции, предложенной истцом.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан.
До рассмотрения спора по существу истцом исковые требования были неоднократно уточнены, в соответствии с заявлением от 03.04.2023, поддержанным истцом ходатайством от 07.04.2023, истец просил урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 0268-007195 от 11.08.2021 в редакции договора между региональным оператором и ООО "Кремень" на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 0268-007195 от 11.08.2021 в редакции типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 N 1156.
Пункт 15 договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 23.09.2021 истец просил изложить в следующей редакции:
"Коммерческий учет объема твердых коммунальных отходов производится в соответствии с абзац 3 подпункта "а" пункта 5 Постановления Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов за расчетный период, предусмотренный пунктом 5 договора", на основании количества установленных контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов и периодичности вывоза отходов на основании Приложения N 1 в редакции ООО "Кремень".
Истец также просил утвердить схему размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов на основании Приложения N 2 в редакции ООО "Кремень".
Заявление судом рассмотрено и принято в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.04.2023, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023, исковые требования удовлетворены частично.
Урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 0268007195 от 11.08.2021.
Утверждена редакция договора между ООО РО "Эко-Сити" и ООО "Кремень" на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 0268-007195 от 11.08.2021 в редакции типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 N 1156.
Пункт 15 договора изложен в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.
Пункт 3 договора изложен в следующей редакции:
"Способ складирования твердых коммунальных отходов: Контейнеры 1,1 м3, расположенные на контейнерных площадках потребителя.
Приложение 1 к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами изложить в следующей редакции:
Информация по предмету договора.
I. Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов:
- наименование объекта - ТЦ "Громада" (ООО "Кремень")
- место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов - г. Стерлитамак, ул. Гоголя, д. 122;
- объем принимаемых твердых коммунальных отходов в год - в соответствии с п. 15 договора.
- периодичность вывоза твердых коммунальных отходов - в соответствии с п. 11 СанПиН 2.1.3684-21.
II. Информация в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов):
- адрес: г. Стерлитамак, ул. Гоголя, д. 122,
- географические координаты: с.ш. 53.5949199 и в.д. 55.9310253.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17.11.2023 указанные судебные акты оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Письмом Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2024 дело истребовано из Арбитражного суда Республики Башкортостан.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
По результатам изучения материалов дела и доводов кассационной жалобы заявителя суд приходит к выводу о наличии оснований для ее передачи вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО РО "Эко-Сити" является Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Башкортостан на основании Соглашения, заключенного с Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан по результатам конкурсного отбора на присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) на территории Республики Башкортостан в зоне N 3.
Обществом от Регионального оператора получен проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 0268-007195 от 11.08.2021.
Не согласившись с условиями договора в редакции, предложенной Региональным оператором, Общество направило в адрес ответчика протокол разногласий от 06.09.2021.
Разногласия сторон заключаются, в том числе в методике определения учета объема образованных отходов.
Истец полагает, что имеет право производить учет объема и (или) массы отходов расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров, в то время как согласно позиции ответчика, учет необходимо определять исключительно исходя из нормативов образования отходов, так как истец не осуществляет раздельный сбор отходов.
Кроме того, ответчик ссылался на то, что контейнерная площадка не включена в реестр мест накопления ТКО.
Поскольку стороны не достигли согласия относительно условий договора, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, с выводами которых впоследствии согласился суд округа, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 9, 65, 68, 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 8, 421 - 422, 431, 445 - 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", правовой позицией, изложенной в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", частично удовлетворили требования истца.
При этом судебные инстанции исходили из того, что в случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления ТКО коммерческий учет ТКО может осуществляться расчетным путем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета, право выбора которого принадлежит собственнику ТКО (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 N АКПИ20-956).
В силу принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО.
Делая выводы о наличии у ответчика права производить учет объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления и об удовлетворении требований истца в части выбора способа учета объема ТКО, суды указали, что нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме. При этом региональный оператор не может произвольно уклониться от согласования подобной формы организации коммерческого учета ТКО, а должен представить разумные возражения, связанные с конкретными организационными причинами, препятствующими его применению.
Довод ответчика об отсутствии доказательств внесения истцом площадки в реестр мест накопления ТКО отклонен судами, как не влияющий на право истца выбрать способ коммерческого учета исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, в числе прочих доводов указывает на то, что суды в нарушение статьи 69 АПК РФ не учли судебные акты по делу N А07-2639/2022.
Так, в рамках дела N А07-2639/2022 суд округа в постановлении от 11.04.2023 указал следующее.
В соответствии со статьей 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил, в частности, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
На основании пункта 19 типового договора учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан N 466 от 12.10.2017, количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Правилами N 1156 и N 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
В пункте 6 Правил N 505 определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 - то есть расчетным путем по нормативам накопления. Коммерческий учет ТКО в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется только при раздельном накоплении ТКО.
При рассмотрении настоящего дела ответчик ссылался на то, что истец не осуществляет раздельный сбор отходов, что не было учтено судами.
Приведенные в жалобе заявителя доводы о существенном нарушении судами норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Региональный оператор "Эко-Сити" передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить судебное заседание по рассмотрению указанной кассационной жалобы на 16 мая 2024 года на 10 часов 30 минут в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА
------------------------------------------------------------------