Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 15.03.2016 N 305-КГ16-578 по делу N А41-64937/14

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 марта 2016 г. N 305-КГ16-578

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области на определение Арбитражного суда Московской области от 05.05.2015, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.11.2015 по делу N А41-64937/14,

установил:

индивидуальный предприниматель Комарова О.В. обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Истринского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа от 08.08.2014 N 5918 на обращение от 09.07.2014 N 5918 и об обязании принять решение об утверждении проекта планировки территории земельного участка под объекты придорожного сервиса на земельный участок с кадастровым номером 50:08:060311:208, площадью 4000 кв. м, земли населенных пунктов, под объекты придорожного сервиса, местоположение: участок находится примерно в 310 м по направлению на север от ориентира жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская обл., Истринский р-н, г/пос. Истра, д. Трусово, д. 27.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 12.12.2014 заявленные требования удовлетворены.

Индивидуальный предприниматель Комарова О.В. обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о процессуальном правопреемстве, в котором просила заменить Администрацию Истринского муниципального района Московской области на ее правопреемника - Министерство строительного комплекса Московской области на основании Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области".

Определением Арбитражного суда Московской области от 05.05.2015, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19.11.2015, заявление удовлетворено. Администрация Истринского муниципального района Московской области заменена на Министерство строительного комплекса Московской области в части обязания Администрацию Истринского муниципального района Московской области принять решение об утверждении проекта планировки территории земельного участка под объекты придорожного сервиса индивидуального предпринимателя Комаровой О.В. на земельный участок с кадастровым номером 50:08:060311:208, площадью 4000 кв. м, земли населенных пунктов, под объекты придорожного сервиса, местоположение: участок находится примерно в 310 м по направлению на север от ориентира жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская обл., Истринский р-н, г/пос. Истра, д. Трусово, д. 27.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Министерство строительного комплекса Московской области просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы Министерство указало, что оно не принимало решений и не совершало действий (бездействий), нарушающие права и законные интересы заявителя, и не может быть привлечено к участию в деле.

Судом в нарушение законодательства установлено процессуальное правопреемство Министерство по неисполненным обязательствам органа местного самоуправления.

Исходя из положений статьи 48 АПК РФ основанием для процессуального правопреемства является правопреемство в материальном правоотношении. Перераспределение полномочий между различными уровнями государственной власти не влечет процессуального правопреемства.

В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 N 106\2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" Министерство уполномочено Правительством Московской области осуществлять полномочия органов местного самоуправления в части утверждения проектов планировки территории земельных участков.

Законом Московской области от 24.07.2014 107\2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" полномочия по утверждению проектов планировки территории земельных участков осуществляются Министерством с 01.01.2015. Указанный Закон не содержит положений о передаче прав и обязанностей, не предусматривает какой-либо процедуры передачи полномочий, в том числе полномочий по неисполненным обязательствам, возникшим до вступления в силу названных законов.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Удовлетворяя заявление индивидуального предпринимателя Комаровой О.В. о процессуальном правопреемстве по делу N А41-64937\2014, и произведя замену Администрации Истринского муниципального района Московской области на Министерство строительного комплекса Московской области по исполнению судебного акта по указанному делу, которым на Администрацию возложена обязанность принять решение об утверждении проекта планировки территории земельного участка под объекты придорожного сервиса предпринимателя Комаровой О.В. на земельный участок с кадастровым номером 50:08:060311:208, площадью 4000 кв. м, земли населенных пунктов, под объекты придорожного сервиса, местоположение: участок находится примерно в 310 м по направлению на север от ориентира жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская обл., Истринский р-н, г/пос. Истра, д. Трусово, д. 27., суды правомерно исходили из следующего.

Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил. (часть 3 статьи 48 АПК РФ)

В соответствии со статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно пункту 6 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" с 01 января 2015 года Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений по выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городских поселений.

Исходя из содержания подпункта 7 пункта 13.1 Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 03 октября 2013 года N 786/44, в период перераспределения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области, установленного Законом Московской области, Министерство строительного комплекса осуществляет полномочия по выдаче, а также продлению разрешений на строительство, расположенных на территории городских поселений (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства).

Судами сделан правильный вывод о том, что с 1 января 2015 года произошло изменение компетенции уполномоченных органов, что изменяет субъектный состав лиц, призванных восстановить нарушенные права общества, замена которых возможна в порядке процессуального правопреемства.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.

Оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

Отказать в передаче кассационной жалобы Министерства строительного комплекса Московской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

Н.С.ЧУЧУНОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления