ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 14 ноября 2016 г. N 44-КГ16-19
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 ноября 2016 г. гражданское дело по иску прокурора Косинского района Пермского края в интересах Ильиных С.С. к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации
по кассационной жалобе управляющего Государственным учреждением - Пермским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Токаревой Г.И. на решение Свердловского районного суда г. Перми от 24 августа 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 25 ноября 2015 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения представителей Государственного учреждения - Костромского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Маслаковой О.Ю. и Мироновой О.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
прокурор Косинского района Пермского края 3 августа 2015 г. обратился в суд с иском в интересах Ильиных С.С. к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Пермское региональное отделение ФСС РФ, региональное отделение фонда) о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации.
В обоснование заявленных требований прокурор Косинского района Пермского края указал, что Ильиных С.С., 10 мая 1932 года рождения, является инвалидом I группы бессрочно.
Согласно индивидуальной программе реабилитации, выданной на основании карты N 387 к акту освидетельствования от 21 марта 2014 г., Ильиных С.С. должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации, а именно подгузниками впитываемостью не менее 1500 мл, размер "L" (в количестве 3 штуки в сутки).
Как установлено в ходе проведенной прокуратурой Косинского района Пермского края проверки, инвалид I группы Ильиных С.С обеспечивается подгузниками через филиал N 1 ГУ - Пермского регионального отделения ФСС РФ с 28 октября 2010 г. Однако в период с 26 сентября 2014 г. по 27 июля 2015 г. Ильиных С.С. подгузниками не обеспечивался.
Полагая, что ненадлежащее обеспечение ответчиком техническими средствами реабилитации Ильиных С.С. нарушает права инвалида, не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию, создает угрозу его жизни и здоровью, прокурор Косинского района Пермского края просил обязать ГУ - Пермское региональное отделение ФСС РФ и филиал N 1 ГУ - Пермского регионального отделения ФСС РФ обеспечить Ильиных С.С. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу техническими средствами реабилитации, а именно подгузниками впитываемостью не менее 1500 мл, размер "L", за период с 26 сентября 2014 г. по 27 июля 2015 г. в количестве 912 штук.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 24 августа 2015 г. на ГУ - Пермское региональное отделение ФСС РФ возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Ильиных С.С. техническими средствами реабилитации, а именно подгузниками впитываемостью не менее 1500 мл, размер "L", за период с 26 сентября 2014 г. по 27 июля 2015 г. в количестве 732 штук. В удовлетворении остальной части исковых требований об обеспечении подгузниками в количестве 180 штук отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 25 ноября 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе управляющего ГУ - Пермским региональным отделением ФСС РФ Токаревой Г.И. ставится вопрос об отмене состоявшихся по данному делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. 28 июня 2016 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 19 сентября 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился прокурор Косинского района Пермского края, о причинах неявки сведений не представил, направил письменные возражения на кассационную жалобу. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, письменные возражения на нее прокурора Косинского района Пермского края, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Ильиных С.С., <...> года рождения, является инвалидом I группы по причине "общее заболевание" бессрочно.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной на основании карты N 387 к акту освидетельствования от 21 марта 2014 г. N 463, Ильиных С.С. должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации, а именно подгузниками впитываемостью не менее 1500 мл., размер "L" (в количестве 3 штуки в сутки).
Согласно актам сдачи-приемки товара от 2 сентября 2014 г. и от 2 июля 2015 г. получатель Ильиных С.С. был обеспечен ГУ - Пермским региональным отделением ФСС РФ подгузниками впитываемостью 2110 мл в количестве 450 штук в 2014 году и в количестве 180 штук в 2015 году.
3 июля 2015 г. представитель Ильиных С.С. по доверенности Карпович В.Ф. обратилась в прокуратуру Косинского района Пермского края с заявлением по поводу непредоставления ответчиком технических средств реабилитации Ильиных С.С. в количестве, предусмотренном индивидуальной программой реабилитации инвалида, в связи с чем по результатам проведенной проверки прокурор Косинского района Пермского края обратился в интересах Ильиных С.С. в суд с указанным выше иском.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования прокурора Косинского района Пермского края в интересах Ильиных С.С., суд первой инстанции, сославшись на положения Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240, и установив, что Ильиных С.С. относится к категории лиц, имеющих право на получение технических средств реабилитации (подгузников), однако он ими в количестве, предусмотренном индивидуальной программой реабилитации инвалида, в период, названный в иске, обеспечен не был, пришел к выводу о неисполнении региональным отделением фонда возложенных на него законом обязанностей по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации и нарушении тем самым прав Ильиных С.С., в связи с чем возложил на ответчика обязанность по предоставлению Ильиных С.С. в течение месяца с момента вступления решения в законную силу подгузников за период с 26 сентября 2014 г. по 27 июля 2015 г. в количестве 732 штук.
Суд первой инстанции также указал на то, что действующее законодательство не содержит запрета на получение инвалидом в натуре за прошедший период технических средств реабилитации, которые он не получил своевременно.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
В пункте 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, поименованы подгузники.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, Правила).
В абзаце втором пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с этими Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации), в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления (предоставления не в полном объеме) инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, вследствие чего пришел к необоснованному выводу о том, что восстановление нарушенного права Ильиных С.С. возможно только путем предоставления ему технических средств реабилитации в натуре за прошлое время.
В период, когда инвалид уполномоченным органом по каким-либо причинам не был обеспечен (обеспечен не в полном объеме) техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, его право на получение указанных мер социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты уполномоченным органом в порядке, установленном законом, денежной компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации.
Довод суда о том, что действующее законодательство не содержит запрета на получение инвалидом за прошедший период в натуре технических средств реабилитации, не полученных им своевременно, является ошибочным, поскольку механизм реализации права инвалида на данную меру социальной поддержки в подобном случае урегулирован положениями части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, который не предусматривает возможности обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их несвоевременного предоставления (предоставления не в полном объеме) по каким-либо причинам.
Исходя из изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решение Свердловского районного суда г. Перми от 24 августа 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 25 ноября 2015 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Свердловский районный суд г. Перми.
------------------------------------------------------------------