Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 14.07.2016 N 43-АПГ16-8

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 июля 2016 г. N 43-АПГ16-8

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.

судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.

при секретаре Барулевой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Желтышева Р.В., товарищества собственников жилья "Радужный", товарищества собственников жилья "Надежда", товарищества собственников жилья "Молодежная, 113", товарищества собственников жилья "Изумруд", товарищества собственников жилья "Италмас-2", товарищества собственников жилья "Прогресс", товарищества собственников жилья "Шумайловский", товарищества собственников жилья "Медведь", товарищества собственников жилья "Байкал", товарищества собственников жилья "Наш городок", товарищества собственников жилья "Промышленная, 35" о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 19 декабря 2014 года N 29/3 "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" (филиал "Удмуртский") потребителям", в части пункта 3 приложения к постановлению, по апелляционной жалобе Желтышева Р.В., товарищества собственников жилья "Радужный", товарищества собственников жилья "Надежда", товарищества собственников жилья "Молодежная, 113", товарищества собственников жилья "Изумруд", товарищества собственников жилья "Италмас-2", товарищества собственников жилья "Прогресс", товарищества собственников жилья "Шумайловский", товарищества собственников жилья "Медведь", товарищества собственников жилья "Байкал", товарищества собственников жилья "Наш городок", товарищества собственников жилья "Промышленная, 35" на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 февраля 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя административных истцов Ахмитшина Р.Р., представителей Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики Вострикова С.В. и Русских А.А., представителя ПАО "Т Плюс" филиал "Удмуртский" Митягина А.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Желтышев Р.В., товарищество собственников жилья "Радужный", товарищества собственников жилья "Надежда", товарищество собственников жилья "Молодежная, 113", товарищество собственников жилья "Изумруд", товарищество собственников жилья "Италмас-2", товарищество собственников жилья "Прогресс", товарищество собственников жилья "Шумайловский", товарищество собственников жилья "Медведь", товарищество собственников жилья "Байкал", товарищество собственников жилья "Наш городок", товарищество собственников жилья "Промышленная, 35" обратились в Верховный Суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 19 декабря 2014 г. N 29/3 "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" (филиал "Удмуртский") потребителям", в части пункта 3 приложения к постановлению.

Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 февраля 2016 г. в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением суда, Желтышев Р.В., товарищество собственников жилья "Радужный", товарищество собственников жилья "Надежда", товарищество собственников жилья "Молодежная, 113", товарищество собственников жилья "Изумруд", товарищество собственников жилья "Италмас-2", товарищество собственников жилья "Прогресс", товарищество собственников жилья "Шумайловский", товарищество собственников жилья "Медведь", товарищество собственников жилья "Байкал", товарищество собственников жилья "Наш городок", товарищество собственников жилья "Промышленная, 35" обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об удовлетворении заявления.

Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Удмуртской Республики и Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики представлены возражения.

Представители Желтышева Р.В. и прокуратуры Удмуртской Республики в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики являлась исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе, а также на установление тарифов в сфере теплоснабжения, в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 июля 2012 г. N 319 "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики".

Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики с 1 января 2015 г. является правопреемником Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики, в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2014 г. N 466 "О Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики".

Постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 19 декабря 2014 г. N 29/3 "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" (филиал "Удмуртский") потребителям" установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" (филиал "Удмуртский") потребителям согласно приложению.

Пунктом 3 приложения к постановлению Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 19 декабря 2014 г. N 29/3 "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" (филиал "Удмуртский") потребителям" в порядке предоставленных полномочий, установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую во втором полугодии 2015 года потребителям, в случае отсутствия дифференцирования тарифов по схеме подключения в размере 1 307,70 руб./Гкал, а также населению МО "Город Ижевск" в размере 1 543,09 руб./Гкал с учетом НДС.

Данное постановление является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом и опубликованным 20 декабря 2014 г. в печатном издании "Известия Удмуртской Республики" N 142, а также размещено в сети "Интернет" на сайте Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики.

Административные истцы товарищества осуществляют управление многоквартирными домами, а административный истец Желтышев Р.В. является собственником 1/2 доли в квартире.

По состоянию на декабрь 2014 года поставщиком тепловой энергии в многоквартирные дома являлось ОАО "Волжское ТГК" (филиал "Удмуртский"), дома подключены к магистральным тепловым сетям.

Постановлением регулирующего органа на первое полугодие 2015 года, предусмотрена дифференциация тарифа на тепловую энергию для потребителей, подключенных как к магистральным тепловым сетям, так и для потребителей, подключенных к распределительным тепловым сетям (пункты 1 - 2 приложения к постановлению от 19 декабря 2014 г. N 29/3).

Как указывают заявители тариф на тепловую энергию для потребителей города Ижевска на второе полугодие 2015 года не предусматривает дифференциацию по схеме подключения, по типу тепловых сетей, что нарушает их права, поскольку увеличилась плата по тарифу, как для потребителей, подключенных к распределительным сетям с одновременной обязанностью нести дополнительные расходы по содержанию индивидуальных тепловых пунктов. Кроме того, превышены значения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденные Указом Главы Удмуртской Республики от 28 ноября 2014 г. N 422.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) государственному регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

В целях реализации положений Закона о теплоснабжении в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов)).

К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов (абзац 3 подпункта "б" пункта 4 Основ ценообразования).

Предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Указанные предельные уровни сроком действия один финансовый год устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям и могут быть установлены с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей (пункт 8).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 11 октября 2014 г. N 227-э/3 установлены максимальные величины роста тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год с календарной разбивкой, в том числе по Удмуртской Республике в период с 1 января по 30 июня 2015 г. - 100%, с 1 июля по 31 декабря 2015 г. - 108,9%.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод экономически обоснованных расходов (затрат).

При применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации (пункт 32 Основ ценообразования).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Волжская ТГК" филиала "Удмуртский (в настоящее время - ПАО "Т Плюс" филиал "Удмуртский"), 14 ноября 2014 года обратилось в Региональную энергетическую комиссию Удмуртской Республики с заявлением об установлении единого тарифа для населения МО "Города Ижевск" на тепловую энергию на 2015 год с приложением необходимых документов, предусмотренных пунктом 16 Правил регулирования цен (тарифом).

Приказом регулирующего органа от 17 ноября 2014 г. N 206 по заявлению ОАО "Волжская ТГК" филиала "Удмуртский" (далее - ОАО "Волжская ТГК") открыто дело об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2015 год.

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования, принято решение об установлении тарифов на тепловую энергию методом экономически обоснованных расходов.

Органом регулирования проведена экспертиза поступившего предложения об установлении тарифов на тепловую энергию на предмет определения их экономической обоснованности, в соответствии с Правилами регулирования цен (тарифов). Экспертом дана оценка достоверности данных приведенных в предложениях об установлении тарифов, оценка финансового состояния организации, анализ основных технико-экономических показателей за предшествующий год, текущий год и расчетный период регулирования. Результаты исследования предложения по установлению тарифов отражены в экспертном заключении, которое соответствует требованиям Правил регулирования цен (тарифов).

Расходы регулируемой организации на 2015 года, связанные с производством и реализацией тепловой энергии включены в необходимую валовую выручку.

По результатам экспертизы регулирующим органом сделан вывод, что экономически обоснованный тариф на 2015 год на тепловую энергию составит 1 183,32 руб./Гкал. (без НДС), тогда как регулируемой организацией тариф на 2015 год заявлен в размере 2 263,97 руб./Гкал.

Решение об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" филиала "Удмуртский" потребителям на 2015 год, принято Правлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики единогласно 19 декабря 2015 г., которое содержит все необходимые сведения предусмотренные пунктом 31 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию поставляемую потребителям на первое полугодие 2015 года, установлены с учетом дифференциации по схеме подключения потребителям исходя из непревышения величины тарифов в первом полугодии очередного периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего периода регулирования по состоянию на 31 декабря. На первое полугодие 2015 года дифференцированные тарифы регулирующим органом не принимались, а были лишь сохранены тарифы второго полугодия 2014 года.

На второе полугодие 2015 года тарифы на тепловую энергию рассчитаны и установлены на едином уровне для всех потребителей, находящихся в зоне деятельности ОАО "Волжская ТГК" филиал "Удмуртский".

Согласно подпункту "г" пункта 23 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования (на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источника тепловой энергии, - по каждому источнику тепловой энергии), могут быть дифференцированы в том числе по такому параметру в соответствии с методическими указаниями, как по схеме подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения (подключение к коллектору источника тепловой энергии, к тепловой сети до тепловых пунктов, эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, подключение к магистральным тепловым сетям, подключение к распределительным тепловым сетям).

В данном случае ОАО "Волжская ТГК" филиал "Удмуртский" обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию на 2015 год без учета дифференциации по видам тепловых сетей. Расчет расходов дифференцированно по каждому виду тепловых сетей, по схеме подключения регулируемой организацией не предоставлялся.

По мнению апелляционной инстанции, дифференцировать тарифы в сфере теплоснабжения, в том числе и по такому параметру, как схема подключения теплопотребляющих установок потребителей энергии к системе теплоснабжения, является правом, но не обязанностью регулирующего органа с учетом соблюдения баланса интересов как потребителей, так и ресурсоснабжающих организаций. В случае отказа в применении такой дифференциации тарифный орган обязан его обосновать. Применительно к рассматриваемому спору регулятор с учетом фактических обстоятельств дела пришел к выводу о невозможности такой дифференциации в данном регулируемом периоде по техническим причинам.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 25 июня 2015 года N 408 ОАО "Волжская ТГК" филиал "Удмуртский" приобрело статус единой теплоснабжающей организации в городе Ижевске, в зонах ее деятельности, указанных в схеме теплоснабжения города Ижевска до 2029 года (т. 3, л.д. 87).

В соответствии с пунктом 94 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения единая теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей.

Таким образом, со второго полугодия 2015 года ОАО "Волжская ТГК" филиал "Удмуртский" правомерно поставляет тепловую энергию по единому тарифу для потребителей.

Административные истцы ссылаются, что в результате повышения тарифа во втором полугодии 2015 года на 162,59% орган регулирования не учел Указ Главы Удмуртской Республики от 28 ноября 2014 г. N 422 "Об установлении значений предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, образованных на территории Удмуртской Республики на 2015 год", которым значение предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Ижевске на 2015 год должно составлять: с 1 января по 30 июня - 0%, с 1 июля по 31 декабря - 10,6%.

С целью недопустимости повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги Государственным Советом Удмуртской Республики 23 июня 2015 г. принят Закон Удмуртской Республики N 55-РЗ "О мерах дополнительной социальной поддержки граждан по оплате коммунальных услуг и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по предоставлению мер дополнительной социальной поддержки граждан по оплате коммунальных услуг".

Согласно данному Закону мера социальной поддержки предоставляется путем частичной компенсации произведенных расходов на оплату коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, определяемой как разница между размером платы за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, начисленной гражданину в текущем месяце, и расчетным размером платы за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а также путем уменьшения размера платы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению (в отсутствие централизованного горячего водоснабжения) в текущем месяце до расчетного размера платы, определенного в соответствии с утвержденным предельным (максимальным) индексом изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Установлено, что в 2015 году в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением меры дополнительной социальной поддержки граждан по оплате коммунальных услуг Администрацией г. Ижевска с административными истцами - ТСЖ заключены соглашения, на основании которых ТСЖ получили субсидии из бюджета МО "Город Ижевск", что подтверждается платежными поручениями.

Кроме того, рост тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям в среднем по субъекту Удмуртской Республики не превышает установленный приказом ФСТ России от 11 октября 2014 г. N 227-э/3 предельный максимальный уровень (с 1 июля по 31 декабря 2015 года - 108,9%), который составил по состоянию на 31 декабря 2015 года - 108,1% (т. 6, л.д. 231).

На основании изложенного Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Желтышева Р.В., товарищества собственников жилья "Радужный", товарищества собственников жилья "Надежда", товарищества собственников жилья "Молодежная, 113", товарищества собственников жилья "Изумруд", товарищества собственников жилья "Италмас-2", товарищества собственников жилья "Прогресс", товарищества собственников жилья "Шумайловский", товарищества собственников жилья "Медведь", товарищества собственников жилья "Байкал", товарищества собственников жилья "Наш городок", товарищества собственников жилья "Промышленная, 35" - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления