Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 14.04.2017 N 309-ЭС17-2623 по делу N А76-2877/2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 апреля 2017 г. N 309-ЭС17-2623

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2016 (судья Катульская И.К.), постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 (судьи Суспицина Л.А., Ермолова Л.П., Карпачева М.И.) и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.12.2016 (судьи Лазарев С.В., Семенова З.Г., Рябова С.Э.) по делу N А76-2877/2015

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Челябинский цинковый завод" (далее - Завод) об истребовании из чужого незаконного владения нежилого здания - домик строительный, общей площадью 1 198, 6 кв. м, расположенный по адресу: г. Челябинск, Свердловский тр-т, 24, в пользу Российской Федерации в лице Управления Росимущества.

К участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2016, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20.12.2016, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить иск, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судами при рассмотрении дела были неправильно применены статьи 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).

Управление Росимущества полагает, что им не пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям, так как его необходимо исчислять с момента получения писем Завода от 10.01.2014 N 19-31-03 и от 24.02.2014 N 19-31-15.

Заявитель настаивает, что судом не были учтены выводы эксперта, изложенные в заключении, составленном по результатам проведения судебной экспертизы.

Управление Росимущества обращает внимание на идентичность объектов - здания административно-бытового корпуса 1986 года постройки, на которое претендует истец, и строительного домика, право на который зарегистрировано за ответчиком.

Заявитель полагает, что судами не приняты во внимание представленные им документы, которые подтверждают то обстоятельство, что здание административно-бытового корпуса 1986 года постройки и домик строительный являются одним и тем же объектом

В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.

Как следует из обжалуемых актов, решением Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом от 26.02.1996 N 25 был утвержден согласованный с трудовым коллективом и Главой администрации города Челябинска план приватизации муниципального государственного предприятия "Ремметэнерго" (далее - Предприятие) и акты оценки стоимости имущества указанного предприятия. Юридический адрес Предприятия, указанный в документах по приватизации: г. Челябинск, Свердловский тракт, 24, площадка акционерного общества открытого типа "Челябинский электролитный цинковый завод" (далее - АОЗТ "ЧЭЦЗ"), впоследствии изменившего наименование на Общество.

На основании акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.01.1994 в состав имущества Предприятия, подлежащего приватизации, было включено здание административно-бытового корпуса (далее - здание АБК), расположенное на площадке АОЗТ "ЧЭЦЗ", 1986 года ввода в эксплуатацию, остаточной стоимостью 73 184 рубля 90 копеек.

Письмом от 22.12.1992 N 33121-Э АОЗТ "ЧЭЦЗ" сообщило Исполнительному комитету Совета народных депутатов Челябинской области и Челябинскому областному комитету по управлению государственным имуществом о том, что на территории АОЗТ "ЧЭЦЗ" по адресу: г. Челябинск, Свердловский тракт, 24, располагается ремонтная мастерская и административный корпус Предприятия.

В плане приватизации Предприятия содержатся указания на то, что оно размещено на территории Челябинского электролитного цинкового завода, на участке между складом импортного оборудования и гидрометаллургическим цехом с площадью застройки - 1 056 кв. м.

Истцом в материалы дела представлены документы по приватизации Предприятия в частности, ситуационный план, на котором прослеживается расположение вышеуказанного здания АБК на территории промышленной площадки АОЗТ "ЧЭЦЗ", а также примерные площади здания и его частей.

Согласно плану приватизации Предприятия, его приватизация планировалась путем продажи на коммерческом конкурсе в виде закрытого тендера во 2-3 кварталах 1996 года, однако, продажа предприятия в 1996-1997 годах не состоялась.

В этой связи здание АБК было включено в реестр федерального имущества на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" с указанием на форму собственности - частная (выписка из реестра федерального имущества от 08.12.2014 N 653/1).

Согласно письму инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска от 18.05.2016 N 05-15/007299, Предприятие прекратило деятельность 14.01.2013.

Общество письмом от 22.05.2012 N 19-31-62 обратилось в Управление Росимущества по вопросу продажи здания АБК, находящегося в федеральной собственности, расположенного на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Обществу на основании договора купли-продажи земельного участка от 19.11.2003 N 23-зем.

Письмом Управления Росимущества от 15.06.2012 N 08174 Обществу предложено в добровольном порядке возвратить в федеральную собственность часть земельного участка, на котором располагается здание АБК.

Управление Росимущества в адрес ответчика направило письмо от 05.02.2014 N 01241 об обеспечении доступа к федеральным объектам, в связи с необходимостью проведения технической инвентаризации федерального объекта недвижимости - здания АБК, расположенного на территории площадки Общества.

Письмами от 10.01.2014 N 19-31-03 и от 24.02.2014 N 19-31-15, Общество сообщило, что согласно проведенной в 2013 году инвентаризации на территории промышленной площадки отсутствуют объекты недвижимости (здания), которые не стояли бы на бухгалтерском учете Общества и не имели бы правоустанавливающих и правоподтверждающих документов, указав, что письмо Общества от 22.05.2012 N 19-31-62 является ошибочным.

Ссылаясь на то, что объект - здание АБК, находящееся в федеральной собственности, и объект - здание "домик строительный", право на который зарегистрировано в ЕГРП за Обществом находящееся во владении последнего, являются одним и тем же объектом недвижимости, Управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 196, 199, 200, 301 Гражданского кодекса и учтя разъяснения, изложенные в пунктах 32, 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд отказал в удовлетворении заявленных требований, придя к обоснованному выводу о том, что Управление Росимущества в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказало наличие такого объекта недвижимости, как здание АБК Предприятия 1986 года постройки, находящегося на территории Общества, в натуре по состоянию на настоящее время, а также нахождение данного объекта во владении Предприятия до его ликвидации в январе 2013 года.

Судом апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что сам по себе факт включения недвижимого имущества в реестр государственной (федеральной) собственности без необходимых идентифицирующих признаков не является доказательством права собственности на него.

Самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении исковых требований также явилось истечение срока исковой давности, который правомерно был исчислен с 2002 - 2003 года - момента инициирования выкупа земельного участка с кадастровым номером 74:36:07 06 001:0010 по адресу: г. Челябинск, Свердловский тракт, 24, с учетом законодательно установленного принципа единства судьбы здания и земельного участка.

Доводы, приведенные заявителем, были предметом рассмотрения судебных инстанций, и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств и выражают несогласие с произведенной оценкой доказательств.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

отказать в передаче кассационной жалобы Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

Н.С.ЧУЧУНОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления