ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 14 февраля 2023 г. N 308-ЭС22-28377
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.04.2022, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.10.2022 по делу N А32-45525/2021
ПАО "Россети Кубань" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - министерство) о понуждении заключить договор на прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения "03 ОП РЗ 03К-467 подъезд к с. Харциз Первый".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГКУ Краснодарского края "Краснодаравтодор" и департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.04.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.10.2022, суд обязал министерство заключить с обществом названный договор на условиях, изложенных в резолютивной части решения. Распределены судебные расходы на уплату государственной пошлины.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что опоры воздушной электролинии на спорных участках автомобильной дороги регионального значения размещены в нарушение пункта 8.1.4 ГОСТ Р 52289-2019, а следовательно, по мнению Министерства, заключить договор в порядке, установленном Законом N 257, не представляется возможным.
В соответствии с Федеральным законом от 08.07.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом "О внесении изменении в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 11.07.2011 N 193-ФЗ, Порядком установления и использования полос автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, утвержденного постановлением Главы администрации Краснодарского края от 10.0.2017 N 160, административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача согласия на прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах придорожных полос, прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в муниципальной собственности Краснодарского края" между Министерством и владельцем инженерных коммуникации в случае размещения (эксплуатации) заключается соответствующий договор, а в случае осуществления прокладки, переноса или переустройства инженерной коммуникации выдается согласие, которое содержит технические требования и условия.
Содержание и использование полосы отвода автомобильной дороги должно отвечать установленным в рамках действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации градостроительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным требованиям.
По мнению Министерства, эксплуатация опор воздушной электролинии на спорных участках автомобильной дороги регионального значения, размещенных в нарушение пункта 8.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 нарушает безопасность дорожного движения и создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В настоящее время заключение договора на эксплуатацию спорного объекта инженерной коммуникации на участках автомобильной дороги регионального значения не представляется возможным, если суд придет к выводу о необходимости заключить договор, то он должен быть заключен в редакции Министерства. Представленная Министерством редакция договора соответствует нормам действующего законодательства, соблюдает баланс интересов сторон.
Вопросы прокладки, переноса или переустройства инженерного сооружения в границах полосы отвода, если это не влечет за собой реконструкцию или капитальный ремонта автомобильной дороги, ее участков, а также условия ее компенсации регулируются отдельным договором на основании взаимосвязанных положений части 6.1 статьи 19 Закона N 257 об автомобильных дорогах, пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003 "О связи" и статьи 52.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В пунктах 1.1, 1.5.4 договора в редакции ПАО "Россети Кубань" указан приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18.08.2020 N 313 "Об утверждении Порядка установления и использования полос автомобильных дорог федерального значения", который следует исключить, поскольку указанный нормативный правовой акт распространяется на автомобильные дороги федерального значения, а в данном случае договор заключается на участок автомобильной дороги регионального значения, на который распространяется сфера действия, в том числе Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 10.03.2017 N 160 (далее - Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального значения).
Пункты 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.5.1, 1.5.2, 1.5.3, 1.5.5, 1.5.6, 1.5.7, 1.5.8, 1.5.9, раздел 2, раздел 8 договора в редакции ПАО "Россети Кубань" следует исключить, поскольку, по мнению Министерства, не являются существенными для заключения такого договора.
Раздел 3, раздел 4, раздел 5, раздел 6, раздел 7, раздел 9 в редакции ПАО "Россети Кубань", по мнению Министерства, следует изменить на редакцию Министерства.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, общество является собственником воздушной линии "ВЛ 0,4 кВ от ТП Д-164", введенной в эксплуатацию в 1967 году и расположенной в границе полосы отвода автомобильной дороги регионального значения "Подъезд к с. Харциз Первый", находящейся во владении министерства.
Общество с сопроводительным письмом от 12.08.2021 года N СЭС/113/3/1793-исх направило в адрес министерства проект договора на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения "03 ОП РЗ 03К-467 подъезд к с. Харциз Первый".
В ответ на указанное письмо министерство направило обществу письмо от 06.09.2021 N 60-11.02-12889, в котором указало на то, что проект договора не может быть рассмотрен ввиду того, что действующим законодательством не определен порядок направления проекта договора владельцем инженерной коммуникации в адрес владельца автомобильной дороги, при этом министерство привело в указанном письме перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о заключении договора.
Ссылаясь на уклонение министерства от заключения данного договора, полагая, что в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) и частью 3 статьи 5 Федерального закона от 11.07.2011 N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 193-ФЗ) заключение договора на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги для владельцев инженерной коммуникации и автомобильной дороги является обязательным, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя иск, суды, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, и руководствуясь статьями 4, 11, 12, 420, 421, 432, 435, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 23, 42, 89, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 4.2 статьи 25, частью 6.2 статьи 19 Закона N 257-ФЗ, статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", частью 3 статьи 5 Закона N 193-ФЗ, пришли к выводу о наличии у министерства, как владельца автомобильной дороги регионального значения, обязанности заключить договор на прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения "03 ОП РЗ 03К-467 подъезд к с. Харциз Первый".
Заключение рассматриваемого договора для сторон обязательно в силу части 2 статьи 19 Закона N 257-ФЗ, согласно которой прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Закона N 257-ФЗ (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
Возражая против иска, министерство указало на необходимость оформления публичного сервитута на земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги; несоблюдение обществом административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача согласия на прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах придорожных полос, прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края", утвержденного приказом Министерства транспорта Краснодарского края от 21.06.2016 N 279 (далее - административный регламент N 279); несоответствие инженерной коммуникации требованиям ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (далее - ГОСТ Р 52289-2019); отсутствие законодательной регламентации порядка направления проекта договора владельцем инженерной коммуникации в адрес владельца автомобильной дороги.
Судами установлено, что воздушная линия "ВЛ 0,4 кВ от ТП Д-164", расположенная в границе полосы отвода автомобильной дороги "Подъезд к с. Харциз Первый", введена в эксплуатацию в 1967 году.
Административный регламент N 279 определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при предоставлении государственной услуги "Выдача согласия на прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах придорожных полос, прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края".
Спорная инженерная коммуникация располагается в границах полос отвода автомобильных дорог регионального значения, а не в границах придорожных полос.
Общество направило министерству проект договора в целях эксплуатации уже проложенной инженерной сети, введенной в эксплуатацию в 1967 году.
Порядок получения согласия на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог регионального значения административным регламентом N 279 не предусмотрен.
ГОСТ, на который сослался ответчик, утвержден приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст, а административный регламент N 279 - приказом Министерства транспорта Краснодарского края от 21.06.2016 N 279. Таким образом, на момент строительства спорной инженерной коммуникации ГОСТ Р 52289-2019 и административный регламент N 279 не действовал. Поскольку закон обратной силы не имеет, содержащиеся в ГОСТ Р 52289-2019 и административном регламенте N 279 требования в отношении параметров прокладки инженерной коммуникации к спорному объекту неприменимы.
Доказательств того, что линии электропередач проложены в отсутствие согласия уполномоченных органов и с нарушением требований к их размещению, действующих на момент введения их в эксплуатацию, создают угрозу жизни и здоровью граждан, не представлено.
Согласно пункту 19 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации случаи и особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Законом N 257-ФЗ.
В силу части 4.2 статьи 25 Закона N 257-ФЗ допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 названной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В указанный перечень, в том числе, включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 5 перечня).
В этой связи сооружения, относящиеся к линейным объектам, следует признать объектами, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций (определение Верховного Суда РФ от 27.06.2022 N 308-ЭС22-9622 по делу N А32-16282/2019).
В соответствии с частью 6.2 статьи 19 Закона N 257-ФЗ существенные условия договоров, заключаемых владельцами инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог в случае прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода автомобильных дорог, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
На момент рассмотрения спора такой подзаконный акт не был принят.
Письмом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.11.2020 N Д2/06906-ИС рекомендовано до внесения указанных изменений в части существенных условий договора руководствоваться нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации при заключении таких договоров.
Проанализировав содержание проектов договоров, представленных в материалы дела истцом и ответчиком, суды пришли к выводу, что проект договора, подготовленный истцом, отвечают требованиям законодательства. То обстоятельство, что в пункте 1.1 и 1.5.4 договора имеется ссылка на приказ Минтранса России от 18.08.2020 N 313 "Об утверждении Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения, касающиеся полос отвода автомобильных дорог федерального значения, не влечет правовых последствий применения положений названного приказа при исполнении договора сторонами.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
Отказать в передаче кассационной жалобы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА
------------------------------------------------------------------