ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 14 января 2021 г. N 301-ЭС20-22105
Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ярославской области (далее - УФК по Ярославской области, заявитель) на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2019, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.09.2020 по делу N А82-18504/2019 по заявлению УФК по Ярославской области о признании незаконным представления Прокуратуры Ярославской области,
УФК по Ярославской области обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области о признании незаконным представления Прокуратуры Ярославской области от 25.07.2019 N 7-03-2019/44453.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2019 заявленное требование удовлетворено частично: оспариваемое представление признано недействительным в части вывода о бездействии сотрудников УФК по Ярославской области, повлекшем уход допустивших нарушение законодательства о бухгалтерском учете лиц от административной ответственности по результатам проверки Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.09.2020, решение суда первой инстанции изменено, первый и второй абзацы резолютивной части изложены в следующей редакции: "Признать недействительным представление об устранении нарушений бюджетного и иного законодательства от 25.07.2019 N 7-03-2019/44453, вынесенное прокуратурой Ярославской области в адрес Управления Федерального казначейства по Ярославской области, в части выводов о бездействии сотрудников Управления Федерального казначейства по Ярославской области, повлекшем уход допустивших нарушение законодательства о бухгалтерском учете лиц от административной ответственности по результатам проверки Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области; о нарушении сотрудниками Управления Федерального казначейства по Ярославской области части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В удовлетворении остальной части требования отказать".
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты в части отказа по заявленным требованиям отменить и принять по делу новое решение.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из судебных актов, по результатам проведенной Прокуратурой Ярославской области проверки УФК по Ярославской области вынесено представление об устранении нарушений бюджетного и иного законодательства от 25.07.2019 N 7-03-2019/44453 (далее - представление), в котором, помимо прочих, указаны следующие нарушения:
- несоблюдение требований части 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 6.1 - 6.3 Стандарта внутренней организации контрольного мероприятия "Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия", утвержденного Федеральным казначейством от 01.03.2017 N 39, при проведении УФК по Ярославской области проверки условий, целей и порядка предоставления Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее - Департамент) субсидии АО "СХП "Вощажниково", по итогам которой нарушений не установлено;
- бездействие сотрудников УФК по Ярославской области, повлекшее уход допустивших нарушения законодательства о бухгалтерском учете лиц от административной ответственности. При проведении проверки Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области, проведенной на основании приказа УФК по Ярославской области от 15.05.2018 N 206, выявлено нарушение правил ведения (бухгалтерского) учета, выразившееся в искажении показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности на сумму более 41 000 000 руб. Однако дело об административном правонарушении по части 1 статьи 15.11 КоАП РФ в отношении Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области не возбуждено;
- в нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" выездная проверка по обращениям ООО "Медпроект" и Смирнова А.В. осуществлена спустя три месяца с момента их поступления в УФК по Ярославской области.
Оспариваемым представлением указано рассмотреть его с участием прокуратуры, принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства и недопущению их впредь, решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, о результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру области в установленный законом месячный срок.
Отказывая в удовлетворении требования о признании недействительным представления в части несоблюдения требований части 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при проведении УФК по Ярославской области проверки условий, целей и порядка предоставления Департаментом субсидии АО "СХП "Вощажниково", суды, исследовав и оценив представленные в дело доказательства с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении дела N А82-3626/2019, руководствуясь положениями статей 166.1, 269.2, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходили из возможности выявления на момент проведения УФК по Ярославской области проверки факта нецелевого использования получателем субсидированных на основании соглашений с Департаментом бюджетных средств, в связи с чем пришли к выводу об обоснованности требований, изложенных в представлении в части указанного нарушения.
При этом судами принято во внимание наличие у Департамента права осуществления контроля соблюдения получателем субсидии порядка, целей и условий предоставления субсидии; установленный в результате проведенной контрольно-ревизионной инспекцией Ярославской области проверки получателя бюджетных средств факт нецелевого использования бюджетных средств, а также отсутствие у заемщика финансового источника для погашения основного долга и процентов по кредиту в соответствии с утвержденными сроками и графиком возврата.
Доводы жалобы о том, что Департаментом были соблюдены адресность и цель направления субсидии, выводы судов с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", не опровергают, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
отказать Управлению Федерального казначейства по Ярославской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
------------------------------------------------------------------