ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 13 декабря 2018 г. N 305-КГ18-22454
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационную жалобу от 14.11.2018 Правительства Калининградской области на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2018 по делу N А40-231052/2017, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.10.2018 по тому же делу
по заявлению Правительства Калининградской области, Министерства образования Калининградской области, Министерства финансов Калининградской области к Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным приказа от 01.11.2017 N 989 и к Счетной палате Российской Федерации о признании незаконным уведомления от 29.09.2017 N УВ-01-6/12-04 о применении бюджетных мер принуждения,
решением Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16.10.2018, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Правительство Калининградской области просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильный расчет суммы взыскания и неполное исследование доказательств.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При изучении доводов кассационной жалобы, принятых по делу судебных актов оснований для ее передачи для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено.
Как следует из судебных актов, Счетной палатой Российской Федерации проведена камеральная проверка соблюдения условий и целей использования средств федерального бюджета в рамках реализации мероприятий государственной программы "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295 (далее также - программа), по материалам отчетов субъектов Российской Федерации - получателей субсидий в рамках мероприятий программы, представленных в Министерство образования и науки Российской Федерации.
Между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Калининградской области заключено соглашение от 08.06.2016 N 08.G12.24.0011 (далее - соглашение) о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Калининградской области на софинансирование расходов, возникающих при выполнении государственной программы субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий по содействию создания в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного общего и дополнительного образования детей государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.
По условиям соглашения выделяемая из федерального бюджета сумма составляет 709 337 300 рублей. Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Калининградской области (местных бюджетах) на исполнение расходных обязательств области по соглашению, составил 1 281 000 000 рублей.
Исходя из условий соглашения, Счетная палата Российской Федерации установила, что объем софинансирования расходов за счет субсидии из федерального бюджета составляет 35,6 процентов, финансирование за счет средств консолидированного бюджета Калининградской области - 64,4 процента.
Согласно отчету за 2016 г., представленному Правительством Калининградской области, на реализацию мероприятий программы израсходовано 714 337 300 рублей, из них 709 333 300 рублей (99,3 процента) - за счет средств федерального бюджета, 5 000 000 рублей (0,7 процента) - за счет средств консолидированного бюджета Калининградской области.
На основании данного факта Счетная палата Российской Федерации пришла к выводу о совершении Правительством Калининградской области бюджетного нарушения, выразившегося в несоблюдении условия соглашения от 08.06.2016 N 08.G12.24.0011 о долевом софинансировании соответствующих расходов, поскольку мероприятия программы почти в полном объеме были профинансированы за счет средств субсидии из федерального бюджета.
Выявленное нарушение отражено в уведомлении от 29.09.2017 N УВ-01-6/12-04, которое Счетная палата Российской Федерации представила в Министерство финансов Российской Федерации, и которое явилось основанием для принятия последним приказа от 01.11.2017 N 989 о бесспорном взыскании с Калининградской области средств, предоставленных из федерального бюджета, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Калининградской области, в общем размере 455 033 200 рублей.
Признавая уведомление Счетной палаты Российской Федерации и приказ Министерства финансов Российской Федерации соответствующими действующему законодательству, суды руководствовались статьями 31, 85, 132, 166, 306.1, 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.08.2014 N 74н "Об утверждении Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации".
Оценив имеющиеся в деле доказательства в их системном единстве и взаимосвязи, суды пришли к выводу о наличии в действиях Калининградской области вмененного бюджетного правонарушения, о соблюдении процедуры привлечения к бюджетной ответственности и порядка исчисления примененной санкции.
Довод кассационной жалобы о том, что судами неправильно определен объем расходного обязательства Калининградской области и объем софинансирования из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, противоречит обстоятельствам дела, установленным судами.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права и норм процессуального права, направлены на переоценку доказательств и установление новых обстоятельств по делу и основанием для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов явиться не могут.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
отказать Правительству Калининградской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
М.В.ПРОНИНА
------------------------------------------------------------------