Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 13.10.2020 N 309-ЭС20-10571 по делу N А47-13994/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 октября 2020 г. N 309-ЭС20-10571

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Администрации города Оренбурга (далее также - администрация) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.10.2019 по делу N А47-13994/2018, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2020 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.05.2020 по тому же делу

по заявлению индивидуальных предпринимателей Шипиловой Нины Григорьевны, Новикова Виталия Николаевича, Юзефович Марии Викторовны, Сантемирова Зураба Мухажировича, Болмосовой Валентины Сергеевны, Андрющенко Анастасии Викторовны (далее совместно - предприниматели) и Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - УФАС по Оренбургской области, антимонопольный орган) к Администрации города Оренбурга (далее - администрация) и Финансовому управлению Администрации города Оренбурга (далее - финансовое управление) о признании незаконными решения от 31.10.2018 и постановления от 31.10.2018 N 2632-п "О предоставлении муниципальной гарантии города Оренбурга МКП "Оренбургские пассажирские перевозки",

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества "Альфа-Банк" (далее - АО "Альфа-Банк"), муниципального казенного предприятия "Оренбургские

пассажирские перевозки" муниципального образования "город Оренбург" (далее - предприятие),

установила:

решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.10.2019, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2020 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27.05.2020, в удовлетворении требований предпринимателей отказано. Заявление УФАС по Оренбургской области удовлетворено, постановление администрации от 31.10.2018 N 3632-п признано незаконным.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Администрация города Оренбурга просит указанные судебные акты отменить, в требованиях антимонопольного органа отказать. Администрация указывает, что муниципальная преференция предоставлена МКП "Оренбургские пассажирские перевозки" в соответствии с решением представительного органа города Оренбурга о бюджете и утвержденной программой муниципальных гарантий, в этом случае согласия антимонопольного органа на предоставление преференции не требуется. Целью предоставления преференции являлась охрана окружающей среды. Заявитель считает, что нарушений антимонопольного законодательства не допущено, а также указывает на пропуск антимонопольным органом срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для обращения с заявлением в суд.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.

Как следует из судебных актов и материалов дела, решением Оренбургского городского совета от 21.12.2017 N 444 утверждены основные характеристики бюджета города на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. В частности утверждена Программа муниципальных гарантий города Оренбурга.

В приложении N 10 к решению городского совета утвержден перечень муниципальных гарантий, согласно которому муниципальному казенному предприятию "Оренбургские пассажирские перевозки" выделяются денежные средства на закупку автобусов, работающих на газомоторном топливе (муниципальная гарантия) в 2019 году в размере 70 000 000 рублей и в 2020 году - 70 000 000 рублей.

Предприятие 24.08.2018 опубликовало извещение о проведении закупки на право заключения контракта на предоставление кредитной линии с лимитом выдачи 240 000 000 рублей для приобретения автобусов, работающих на газомоторном топливе. При этом указывалось, что заемщик предоставляет кредитору муниципальную гарантию города Оренбурга на сумму 70 000 000 рублей.

Между предприятием и АО "Альфа-Банк" был заключен контракт от 02.10.2018 N 120-Т на оказание услуг по предоставлению кредитной линии для приобретения автобусов, работающих на газомоторном топливе.

Предприятие 16.10.2018 обратилось в Администрацию города Оренбурга с заявлением о предоставлении муниципальной гарантии в целях обеспечения исполнения обязательств перед акционерным обществом "Альфа-Банк" по контракту от 02.10.2018 N 120-Т.

Финансовым управлением администрации 24.10.2018 проведена проверка представленных документов, по результату рассмотрения которых принято заключение о целесообразности предоставления муниципальной гарантии города Оренбурга.

Постановлением администрации от 31.10.2018 N 3632-п принято решение о предоставлении МКП "Оренбургские пассажирские перевозки" муниципальной гарантии и в этот же день между администрацией, предприятием и банком заключен договор о предоставлении муниципальной гарантии.

Индивидуальные предприниматели, полагая, что в этом случае для предприятия создаются более выгодные условия деятельности в сфере перевозок по сравнению с условиями, которые предоставляются предпринимателям, обратились в УФАС по Оренбургской области с заявлением о нарушении администрацией требований действующего законодательства при предоставлении муниципальной гарантии.

Данные обстоятельства явились предметом проверки УФАС по Оренбургской области, проведенной по заявлению предпринимателей. По результатам проверки антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении законодательства о защите конкуренции, который отразил в акте проверки от 07.12.2018.

Предприниматели и антимонопольный орган обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.

Суды отказали в удовлетворении требований предпринимателей, поскольку они не доказали нарушение своих прав и законных интересов, так как Положением о порядке предоставления муниципальных гарантий города Оренбурга не предусматривалось предоставление таких гарантий индивидуальным предпринимателям.

Удовлетворяя требования УФАС по Оренбургской области, суды руководствовались нормами Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Положением о порядке предоставления муниципальных гарантий города Оренбурга, утвержденным решением Оренбургского городского Совета от 28.08.2008 N 628, и исходили из того, что администрацией не получено согласие антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции, цели предоставления муниципальной преференции не соответствуют установленным требованиям.

По смыслу положений части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены в исключительных случаях. Пункт 4 части 1 статьи 19 закона к таким случаям относит цели защиты окружающей среды.

Суды сочли, что муниципальная преференция предоставлена в целях обеспечения возможности приобретения предприятием автомобильной техники и увеличения основных фондов, а не в целях защиты окружающей среды.

Как следует из содержания судебных актов, Администрация города Оренбурга не привела убедительных доводов, почему в целях приобретения экологически чистого автомобильного транспорта для защиты окружающей среды требовалось создание более выгодных условий хозяйствования именно для МУП "Оренбургские пассажирские перевозки".

Обстоятельства соблюдения УФАС по Оренбургской области срока для обращения в суд исследовались судами. Антимонопольный орган обратился в суд в пределах установленного процессуальным законом трехмесячного срок с момента составления акта проверки 07.12.2018, которым зафиксирован факт наличия в действиях администрации признаков нарушений антимонопольного законодательства.

Следует также отметить, что АО "Альфа-Банк" 17.05.2019 было принято решение об отказе от своих прав по муниципальной гарантии от 31.10.2018 N 2, о чем банк уведомил администрацию. Муниципальная гарантия возвращена администрации.

Администрация постановлением от 22.05.2019 N 1246-п признала утратившим силу постановление от 31.10.2018 N 3632-п "О предоставлении муниципальной гарантии города Оренбурга муниципальному казенному предприятию "Оренбургские пассажирские перевозки".

Таким образом, администрация сама признала оспариваемое постановление утратившим силу.

Следовательно, оспариваемые судебные акты не нарушают прав и законных интересов администрации, основания для отмены этих судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать Администрации города Оренбурга в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

М.В.ПРОНИНА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления