ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 13 августа 2018 г. N 304-ЭС18-5620
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев по материалам истребованного дела кассационную жалобу Министерства финансов Республики Алтай (далее - Минфин Республики Алтай) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 21.08.2017 по делу N А02-173/2017, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2017 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.02.2018 по тому же делу
по иску муниципального образования "Майминский район" в лице администрации (далее - администрация) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Республике Алтай в лице Минфина Республики Алтай о солидарном взыскании 1 218 420 рублей убытков, возникших в связи с обеспечением жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай,
решением Арбитражного суда Республики Алтай от 21.08.2017 (с учетом определения об исправлении опечатки), оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2017 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.02.2018, исковое требование удовлетворено за счет средств казны Республики Алтай в лице Минфина Республики Алтай; в удовлетворении иска к Российской Федерации в лице Минфина России отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, министерство просит об отмене судебных актов первой и кассационной инстанций, ссылаясь на неправильное применение норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из представленных материалов, вступившим в законную силу апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 24.08.2016 по делу N 33-846 отменено решение Майминского районного суда Республики Алтай от 16.06.2016 и принято новое решение об обязании администрации предоставить во внеочередном порядке Кожутовой В.А. по договору социального найма жилое помещение на территории МО "Майминский район", отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, с учетом права на дополнительную жилую площадь; при этом, суд общей юрисдикции исходил из наличия у Кожутовой В.А. права, как лица страдающего тяжелой формой хронического расстройства, при котором в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, а также права на дополнительную жилую площадь.
Ссылаясь на то, что финансирование расходов по приобретению жилья для последующей его передачи по договорам социального найма, нуждающимся в улучшении жилищных условий семьям, имеющим детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005 должно производиться в солидарном порядке за счет средств субъекта Российской Федерации и средств Российской Федерации, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск за счет казны Республики Алтай, суды руководствовались статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 1, 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614, пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", и исходили из того, что Минфином России обязательства по перечислению субвенций исполнены, до субъекта Российской Федерации доведены субвенции по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в объеме, установленном в соответствующем разделе закона о бюджете "Распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на соответствующие плановые периоды"; доказательств, подтверждающих возложение на Российскую Федерацию обязанности по перечислению денежных средств в большем размере, а также недостаточности денежных средств для предоставления жилого помещения конкретному гражданину, вставшему на учет до 01.01.2005, Минфином Республики Алтай не представлено.
Кроме того, Законом Республики Алтай от 30.03.2012 N 6-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Республике Алтай" полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, переданы органам местного самоуправления (пункт 3 статьи 1). Финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления в соответствии со статьей 1 настоящего Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай (статья 7).
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судами, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены как не подтверждающие существенного нарушения норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу норм статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не входит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
отказать Министерству финансов Республики Алтай в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
М.В.ПРОНИНА
------------------------------------------------------------------