ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 13 июля 2018 г. N 305-КГ18-9003
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.04.2017, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2017 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.03.2018 по делу N А40-242149/2016
по заявлению открытого акционерного общества "Кубаньэнергосбыт" (далее - общество, заявитель) к Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительным приказа от 29.11.2016 N 1680/16,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее - департамент),
решением Арбитражного суда города Москвы от 21.04.2017, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.03.2018, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, антимонопольный орган, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требования.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из судебных актов, общество осуществляет деятельность в качестве гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Краснодарского края.
Приказом департамента от 29.12.2015 N 90/2015-э заявителю установлены сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии на 2016 год.
По итогам рассмотрения экспертного заключения департамента по установлению сбытовой надбавки для общества ФАС России выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики. ФАС России 29.11.2016 издан приказ N 1680/16 "Об отмене приказа Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 29.12.2015 N 90/2015-э "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии", которым департамент признан нарушившим законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в части непринятия мер по исключению из расчета регулируемых цен экономически необоснованных расходов, а также учете в указанных тарифах расходов, экономическая обоснованность которых не подтверждена; департаменту предписано в установленном законом порядке принять и ввести в действие с 01.12.2016 решение об установлении сбытовых надбавок для общества.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 (далее - Положение N 543), Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике"), Правила отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, пришел к выводу о том, что оспоренный приказ антимонопольного органа не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в связи с отменой сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии и предписанием регулирующему органу установить с 01.12.2016 новые сбытовые надбавки с учетом исключения из расчета расходов, которые в отсутствие исследования необходимых документов квалифицированы ФАС России в качестве экономически необоснованных и не подтвержденных документально.
Суды апелляционной инстанции и округа согласились с выводами суда первой инстанции.
При этом судами отмечено, что при вынесении приказа антимонопольный орган не проводил проверку в установленной процедуре, предусмотренной Положением N 543, ограничившись оценкой обоснованности тарифов на основании экспертного заключения департамента; акт проверки, в котором подлежат фиксации нарушения в случае их выявления, не составлялся.
В связи с тем, что ФАС России не были установлены нарушения, указанные в пункте 7 Основ ценообразования, суды признали пересмотр решения об установлении сбытовых надбавок в течение периода регулирования, неправомерным как противоречащим положениям Основ ценообразования.
Довод жалобы о том, что принятые судебные акты противоречат определению Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2017 по делу N 18-АПГ17-7, являлся предметом рассмотрения суда округа и получил надлежащую правовую оценку.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и не подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела.
Несогласие антимонопольного органа с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для передачи жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
отказать Федеральной антимонопольной службе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
М.К.АНТОНОВА
------------------------------------------------------------------