ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 13 июня 2017 г. N 303-ЭС17-6630
Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив кассационную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (г. Владивосток) на решение Арбитражного суда Приморского края от 31.08.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.03.2017 по делу N А51-9349/2015,
Дачное некоммерческое партнерство "Полесье" (далее - Партнерство) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации города Владивостока и Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) об установлении границ участка с кадастровым номером 25:28:000000:63608 в указанных истцом координатах; об установлении границы лесного участка с кадастровым номером 25:28:000000:63610 в указанных истцом координатах; об установлении смежной границы лесного участка с кадастровым номером 25:28:000000:63610 и земельного участка с кадастровым номером 25:28:050058:723 в указанных истцом координатах; об установлении смежной границы лесного участка с кадастровым номером 25:28:000000:63608 и земельного участка с кадастровым номером 25:28:050058:723 в указанных истцом координатах; об установлении смежной границы лесного участка с кадастровым номером 25:28:000000:63608 и земельного участка с кадастровым номером 25:28:050058:907 в указанных истцом координатах; об установлении смежной границы лесного участка с кадастровым номером 25:28:000000:63608 и земельного участка с кадастровым номером 25:28:050058:903 в указанных истцом координатах.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства Приморского края, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае.
Арбитражный суд Приморского края решением от 31.08.2016, оставленным без изменения постановлениями Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 и Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.03.2017, удовлетворил исковые требования Партнерства.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Департамент, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд.
Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит либо определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, либо о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации судья выносит в том случае, если изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив доводы жалобы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи жалобы Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Как установили суды, Партнерство, являющееся арендатором лесных участков, ссылаясь на то, что на арендованные им лесные участки налагаются смежные земельные участки, находящиеся в публичной собственности, сформированные после постановки на кадастровый учет лесных участков, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе кадастровые паспорта земельных участков, межевой план лесных участков, заключение кадастрового инженера, руководствуясь статьями 214, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 6, 7, 8, 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", Положением о Департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденным постановлением администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па, установили границы лесных участков и смежных земельных участков в указанных истцом координатах.
Суды исходили из следующего: истец является надлежащим истцом по настоящему делу как арендатор лесного участка, а Департамент - надлежащим ответчиком в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050058:723 как орган исполнительной власти Приморского края, осуществляющий в том числе распоряжение земельными участками, находящимися в собственности края, и земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено в административном центре Приморского края; сведения о спорных лесных участках внесены в государственный лесной реестр на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2007 N 318 "О государственном реестре", согласно которому в государственный лесной реестр должны быть включены данные государственного учета лесного фонда по состоянию на 01.01.2007; спорные лесные участки в составе земель лесного фонда являются ранее учтенными объектами; описание лесных участков в договорах аренды соответствует требованиям Лесного кодекса Российской Федерации и позволяет установить имущество, переданное истцу в аренду на 49 лет; смежные земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет на основании распоряжений Управления градостроительства и архитектуры Администрации от 27.02.2014, от 18.03.2014 и от 06.11.2014 и внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 03.03.2014, 02.04.2014 и 27.11.2014; поскольку формирование и кадастровый учет спорных лесных участков осуществлены ранее, чем в ГКН внесены сведения о смежных земельных участках, у ответчиков отсутствовали основания для утверждения их схем и формирования за счет части территории арендованных Партнерством лесных участков.
Суд округа признал выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными.
Довод Департамента о том, что Партнерство является ненадлежащим истцом, не состоятелен, поскольку собственник спорных лесных участков, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не оспорил право Партнерства на обращение в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Довод подателя жалобы о том, что суды установили границы и площади лесных участков за счет площади и границ смежных земельных участков, направлен на переоценку установленных судами обстоятельств по делу, а кроме того Департамент не представил доказательств того, что заявлял ходатайство о проведении экспертизы на предмет установления границ и площади спорных участков.
Остальные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и получили оценку, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
отказать Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
И.Л.ГРАЧЕВА
------------------------------------------------------------------