Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 13.02.2024 N 306-ЭС23-24623 по делу N А12-19911/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 февраля 2024 г. N 306-ЭС23-24623

Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Волгоградской области (далее - МИ ФНС России N 1 по Волгоградской области, налоговый орган) на постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.08.2023 по делу N А12-19911/2022 Арбитражного суда Волгоградской области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОВК-Строй" (далее - общество, налогоплательщик) к МИ ФНС России N 1 по Волгоградской области о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области (далее - МИ ФНС России N 4 по Волгоградской области) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.03.2022 N 09-17/1/1004 в части доначисления налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций, а также соответствующих сумм пеней и штрафов,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Стройторг-Плюс" (далее - общество "Стройторг-Плюс"),

установила:

по результатам выездной налоговой проверки общества по вопросу правильности исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов за период с 01.01.2018 по 31.12.2020 МИ ФНС России N 4 по Волгоградской области (далее - инспекция) составлен акт от 03.02.2022 N 09-17/1/4379 и вынесено решение от 30.03.2022 N 09-17/1/1004 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной статьями 122, 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в виде штрафа в размере 6 737 044 рублей, ему предложено уплатить недоимку по налогам в размере 17 758 532 рублей и пени в сумме 4 278 840 рублей 26 копеек.

Основанием для доначисления соответствующих сумм налогов, пеней и налоговых санкций послужил вывод инспекции о неправомерном включении обществом в состав налоговых вычетов по НДС и в расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, стоимости товарно-материальных ценностей, а также выполненных работ, услуг по документам, оформленным от имени контрагентов - обществ с ограниченной ответственностью "Торгсервис", "Форсити", "Сигма", "Ивена", "Вита", "Ситистройторг", "Квадро", "Кооператор", "Стройторг-Плюс", "Торговая компания Цоколь".

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 13.05.2022 N 680 жалоба налогоплательщика на решение инспекции в части доначисления НДС и налога на прибыль организаций оставлена без удовлетворения.

Несогласие общества с названным решением послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим требованием.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.12.2022 в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Отказывая в удовлетворении заявления общества, суды первой и апелляционной инстанций исходили из совокупности установленных в ходе налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о создании налогоплательщиком формального документооборота с контрагентами, которые не обладали достаточными материальными ресурсами для исполнения обязательств по заключенным с обществом договорам.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24.08.2023 принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленного требования по эпизоду, связанному с доначислением НДС и налога на прибыль организаций, а также начислением соответствующих пеней и штрафов по взаимоотношениям налогоплательщика с обществом "Стройторг-Плюс", отменены, заявление общества в указанной части удовлетворено.

Суд кассационной инстанции при отмене принятых судебных актов исходил из того, что реальность хозяйственных операций с названным контрагентом была установлена в рамках дела N А12-3558/2021, где Арбитражный суд Волгоградской области, рассматривая иск общества "Стройторг-Плюс" о взыскании задолженности с общества "ОВК-Строй" за выполненные работы, дал соответствующую оценку взаимоотношениям сторон по договору, удовлетворив заявленный иск субподрядчика.

В решении по названному делу суд, проанализировав условия договора, исходил из того, что обществом "ОВК-Строй" работы по договору приняты, обязанность по их оплате наступила, в связи с чем требование общества "Стройторг-Плюс" о взыскании задолженности признал правомерным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Учитывая, что данные юридические лица являлись контрагентами по сделке, оцениваемой при проведении налоговой проверки, суд округа, сославшись на положения статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии у инспекции доказательств получения обществом необоснованной налоговой выгоды по взаимоотношениям с обществом "Стройторг-Плюс".

Не согласившись с судебным актом суда кассационной инстанции по эпизоду взаимоотношений налогоплательщика с обществом "Стройторг-Плюс", МИ ФНС N 1 по Волгоградской области обратилась в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит судебный акт окружного суда в указанной части отменить, как принятый с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

При изучении доводов кассационной жалобы по материалам дела, истребованного из Арбитражного суда Волгоградской области, установлены основания для передачи жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Выражая несогласие с оспариваемым постановлением суда кассационной инстанции, налоговый орган приводит следующее обоснование позиции по делу.

В ходе выездной налоговой проверки было установлено, что общество в проверяемом периоде осуществляло строительные работы для общества с ограниченной ответственностью "Волгоградская агропромышленная компания", в рамках исполнения которых привлекло общество "Стройторг-Плюс" в качестве субподрядчика, заключив с последним договор от 16.07.2020 N 1/07-2020 на проведение проектно-изыскательных, строительно-монтажных работ, связанных со строительством сооружения овощехранилища N 4 в границах земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, рп. Городище, ул. Фрунзе 1В.

Рассматривая указанный эпизод, суды первой и апелляционной инстанций установили факт фиктивного документооборота, в частности, отсутствие у контрагента квалифицированного персонала, материалов, инвентаря и оборудования, необходимых для выполнения строительно-монтажных работ, отсутствие документов первичного учета, подтверждающих факт выполнения работ контрагентом; отсутствие представителей контрагента на объекте для проведения работ. Вместе с тем проверяемый налогоплательщик обладал необходимыми ресурсами для самостоятельного выполнения спорных работ.

Суды учли, что инспекцией не установлены организации, предоставившие в аренду субподрядчику необходимую спецтехнику, транспорт, также не установлены факты осуществления платежей в адрес физических лиц, зарегистрированных в качестве плательщиков налога на профессиональный доход. Кроме того, согласно единому реестру СРО общество "Стройторг-Плюс" не является членом данной организации и по указанной организации отсутствует источник для возмещения НДС.

Таким образом, основываясь на указанных обстоятельствах и доказательствах, полученных при проведении выездной налоговой проверки, МИ ФНС России N 1 по Волгоградской области в кассационной жалобе считает выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными и настаивает на доказанности получения обществом необоснованной налоговой выгоды в связи с умышленным искажением данных документооборота за счет совершения хозяйственных операций с организацией, не ведущей реальной экономической деятельности и не исполняющей в полном объеме обязанности по уплате налогов.

В этой связи вывод суда кассационной инстанции об обратном, основанный на решении суда по делу N А12-35558/2021 при рассмотрении гражданско-правового спора, не может иметь преюдициального значения при разрешении вопроса о фактах, связанных с оценкой действий налогоплательщика при уплате налогов. Такой судебный акт имеет иной предмет и основание иска, оценка же налоговых последствий финансово-хозяйственных сделок производится налоговым органом в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

В обоснование своей позиции по делу налоговый орган ссылается на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2018 N 47-П, отмечая, что налоговые обязательства обусловлены экономической деятельностью, а их возникновению предшествует, как правило, вступление лиц в гражданские правоотношения, на которых и основаны налоговые обязательства и (или) с которыми они тесно связаны.

Следовательно, законодательная дискреция в области налогообложения также обусловлена его связью с экономически значимой деятельностью налогоплательщиков, а потому и нормы налогового законодательства, определяя основания, порядок и условия налоговых изъятий в бюджет, находятся в объективной взаимосвязи с нормами гражданского законодательства, которое также составляет предмет ведения Российской Федерации (статья 71 Конституции Российской Федерации).

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса налог должен иметь экономическое основание, заявитель жалобы полагает, что действия (деятельность) налогоплательщика должны иметь экономическое содержание и результат, а заключенная сделка без ее реального исполнения не может влечь соответствующих налоговых последствий.

В подтверждение своего довода МИ ФНС России N 1 по Волгоградской области ссылается на пункт 77 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которому оценка налоговых последствий финансово-хозяйственных операций, совершенных во исполнение сделок, производится налоговыми органами в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

Аналогичная позиция изложена в пункте 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 148 и постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2010 N 16377/09, согласно которой по смыслу пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса налоговые последствия влекут не сами гражданско-правовые сделки, а совершаемые во исполнение этих сделок финансово-хозяйственные операции.

Представленный договор с контрагентом и другие документы не свидетельствуют о том, что налогоплательщиком в полной мере были выполнены условия заключенной сделки.

Изложенные МИ ФНС России N 1 по Волгоградской области доводы заслуживают внимания, в этой связи кассационная жалоба вместе с делом подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

передать кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Волгоградской области с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Т.В.ЗАВЬЯЛОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления