ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 13 февраля 2023 г. N 301-ЭС22-22981
Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - министерство) на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.09.2022 по делу Арбитражного суда Республики Коми N А29-13206/2020,
министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Коми" (общество) о взыскании 7 954 194 руб. ущерба, причиненного лесному фонду.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23.12.2021 иск удовлетворен частично, с общества взыскано 5 200 963 руб. ущерба с зачислением в бюджет муниципального образования муниципальный район "Сосногорск". В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.09.2022, решение изменено, с общества взыскано 2 570 567 руб. 41 коп. ущерба с зачислением в бюджет муниципального образования муниципальный район "Сосногорск". В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с судебными актами судов апелляционной инстанции и округа, министерство обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, ссылаясь на существенные нарушения норм материального права.
Изучив по материалам истребованного дела изложенные в жалобе доводы и принятые судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по которым кассационная жалоба вместе с делом могут быть переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов истребованного дела, на основании полученного 08.04.2020 от общества сообщения об инциденте разлива нефти должностное лицо Нижнеодесского участкового лесничества (далее - лесничество) провело осмотр лесных участков, в ходе которого установило, что на границе кварталов 185 и 149 лесничества произошел разлив из-за разгерметизации нефтепровода.
Согласно акту обследования от 08.04.2020 дата разгерметизации нефтепровода - 07.04.2020 около 17 часов 00 минут. Нефтепровод расположен под землей на глубине 1,5 метра. Разгерметизация произошла в пределах земельного отвода общества, выхода в границы леса и за пределы земельного отвода визуально не зафиксировано. На момент осмотра утечка нефтесодержащей жидкости устранена, локализация выполнена в полном объеме. На месте разгерметизации нефтепровода установлено временное герметизирующее устройство. Загрязненная площадь визуально составляет 200 квадратных метров. Ориентировочный объем разлитой нефтесодержащей жидкости составляет до 3 кубических метров высоко обводненной жидкости, точный объем невозможно определить из-за высокого снежного покрова.
17.06.2020 определено точное место загрязненного нефтесодержащими веществами участка в результате разгерметизации 07.04.2020 нефтепровода ГЗУ25-врезка в т/п ГНСП 3-УПН; произведена съемка при помощи буссоли БГ-1 и мерной ленты с определением площади участка, которая составила 0,29 гектара; установлены географические координаты поворотных точек при помощи GPS-навигатора. Участок, загрязненный нефтесодержащими веществами, расположен в квартале 185 выдел 1 и квартале 149 выдел 13 лесничества, смежных между собой.
Постановлением министерства от 28.08.2020 N 536 за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выразившегося в загрязнении лесов нефтесодержащей жидкостью, общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Министерство направило обществу претензию от 27.07.2020 N 576 с требованием возместить причиненный лесному фонду ущерб в размере 7 954 194 руб.
Общество претензию не удовлетворило, что послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 1064, 1079, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 65 АПК РФ, статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", статьями 1, 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства", Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, и учитывая разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводам о причинении ответчиком вреда окружающей среде и наличии оснований для взыскания с него 5 200 963 руб. ущерба.
Второй арбитражный апелляционный суд, с выводами которого согласился суд округа, дополнительно руководствуясь статьей 15 Лесного кодекса Российской Федерации и Перечнем лесорастительных зон Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.08.2014 N 367, решение суда первой инстанции изменил и взыскал с общества 2 570 567 руб. 41 коп. ущерба.
При этом апелляционный суд, определяя размер подлежащего взысканию ущерба, исходил из того, что вред лесам причинен в Средне-Печорском лесотаксовом районе, в котором наибольшая ставка платы для ели - основной лесообразующей породы - установлена в размере 71,1 руб., а также принял во внимание произведенные обществом расходы на рекультивацию загрязненного участка.
Выражая несогласие с судебными актами судов апелляционной инстанции и округа, министерство указывает на неправильное применение судами пункта 6 приложения N 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства".
По мнению заявителя, расчет суммы ущерба министерство произвело правильно, поскольку в рассматриваемом случае подлежала применению наибольшая ставка платы за единицу объема древесины основной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации, а не конкретном лесотаксовом районе Республики Коми, в котором произошло соответствующее нарушение.
Приведенные заявителем доводы заслуживают внимания, в связи с чем кассационная жалоба вместе с делом подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.9 АПК РФ, судья
передать кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 21 марта 2023 года в 10 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Российской Федерации
В.В.ПОПОВ
------------------------------------------------------------------