Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 12.12.2019 N 309-ЭС19-24336 по делу N А76-33864/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 декабря 2019 г. N 309-ЭС19-24336

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Автомобильный завод "Урал" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.03.2019 по делу N А76-33864/2018, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 04.10.2019 по тому же делу

по заявлению акционерного общества "Автомобильный завод "Урал" (далее - общество) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области (далее - управление, Росприроднадзор) о признании недействительным предписания от 30.07.2018 N 153-зем,

установила:

решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.03.2019, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 04.10.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из судебных актов, управлением в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка по вопросу исполнения ранее выданного предписания от 30.06.2017 N 212-зем, в ходе которой установлено, что разработанный во исполнение указанного предписания проект рекультивация нарушенных земель не был направлен на государственную экспертизу землеустроительной документации в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям и не получил положительное заключение экспертной комиссии. При этом рекультивация земель проводится на основании названного проекта, не прошедшего экспертизу.

По результатам проведения проверки обществу выдано предписание от 30.07.2018 N 153-зем об устранении нарушений законодательства в области окружающей среды и нарушений природоохранных требований, несогласие с которым послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Изучив доказательства, представленные в материалы дела в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Кодекса, статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 11, 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 6, 19, 23 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве), пунктом 5 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514, установив, что разработанный обществом в 2018 году Проект рекультивации земель N 0002АЗ/1 не направлен на государственную экспертизу, не получил положительное заключение государственной комиссии, на основании данного проекта производится рекультивация земель, суды пришли к выводу о том, что нарушений при выдаче оспариваемого предписания не имеется, требования предписания являются законными, основанными на документально подтвержденных выводах управления в отношении установленных нарушений.

Судами принято во внимание, что оспариваемое предписание выдано по результатам проверки, основанием для проведения которой являлось истечение срока исполнения предписания от 30.06.2017 N 212-зем, признанного в судебном порядке законным и обоснованным.

Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А76-27855/2017 Арбитражного суда Челябинской области, установлено, что общество не разработало новую проектную документацию по рекультивации нарушенных земель и не предоставило на государственную экологическую экспертизу, требуемую в соответствии с заключением государственной экологической экспертизы от 20.06.2016 N 1031 по объекту ТУ 5711-033-49104320-2013 "Смеси, полученные путем смешивания твердых промышленных отходов, для дорожного и промышленного строительства. Технические условия", разработанному обществом.

При таких обстоятельствах суды, с учетом положения части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспоренного предписания недействительным.

Доказательств выполнения предписания от 30.06.2017 N 212-зем в части направления разработанного проекта рекультивации на государственную экспертизу и получения положительного заключения судам не представлено.

Доводы общества о том, что экспертиза проекта рекультивации земель не является обязательной и проводится на добровольной основе, отсутствие у управления полномочий по проведению федерального государственного надзора в области землеустройства, были предметом рассмотрения и оценки судов и отклонены как основанные на неправильном толковании законодательства.

Суды исходили из того, что проекты рекультивации земель в силу статей 19, 23 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" относятся к видам землеустроительной документации, в связи с чем подлежат процедуре государственной экспертизы.

В соответствии с пунктом 5 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, землеустроительная документация до ее утверждения подлежит государственной экологической экспертизе и государственной экспертизе землеустроительной документации.

В соответствии с Положением о государственной экспертизе землеустроительной документации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 N 214, экспертиза осуществляется по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления или по инициативе заинтересованных лиц в целях обеспечения соответствия землеустроительной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства. Федеральная служба земельного кадастра России обеспечивает соблюдение единого порядка организации и осуществления экспертизы, выборочную проверку проведения экспертизы ее территориальными органами и координирует их деятельность в области экспертизы.

Согласно пункту 1 Приказа Росприроднадзора от 25.08.2016 N 543 "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в 14 сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области", Управление Росприроднадзора по Челябинской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Челябинской области. Управление, как орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор, принимает решение и выдает предписание о необходимости проведения землеустроительной экспертизы проектов рекультивации, как вида землеустроительной документации, для установления соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию общества по спору, не опровергают выводы судов и не подтверждают существенного нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.

По существу доводы жалобы выражают несогласие с выводами судов ввиду иного толкования положений законодательства к установленным фактическим обстоятельствам дела, что не может служить основанием для передачи жалобы на рассмотрение в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определила:

отказать акционерному обществу "Автомобильный завод "Урал" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

М.В.ПРОНИНА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления