Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2024 N 307-ЭС24-12124 по делу N А56-13919/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 августа 2024 г. N 307-ЭС24-12124

Дело N А56-13919/2022

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Отель Плюс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2023, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2023 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.04.2024 по делу N А56-13919/2022,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Отель Плюс" (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 22.12.2021 N 883-р и обязании правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство) в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Обществу в аренду без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 78:38:0022488:1073 для строительства общежития; в случае неисполнения решения суда взыскать с Правительства в пользу Общества 30 000 руб. за каждый день его неисполнения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение по благоустройству "Курортный берег" (далее - Учреждение), Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - КИО), Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (далее - КГИОП).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2023 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.04.2024, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что одной из причин отказа в предоставлении Обществу земельного участка явился несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого участка, указанного в заявлении.

Между тем, судами не учитывается, что согласно части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.

Согласно статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2009 N 508-100 Генеральный план Санкт-Петербурга является единственным документом территориального планирования субъекта Российской Федерации-города Федерального значения Санкт-Петербурга.

Частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития перед правилами землепользовании и застройки.

По смыслу пунктов 2, 5, 6, 7, 8, пункта 2 части 1 статьи 34 и части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны, установленные в правилах землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правого режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.

Согласно Правилам землепользования и застройки и градостроительному регламенту земельный участок находится в территориальной зоне ТРЗ-2.

Территориальная зона ТРЗ-2 предполагает размещение объектов туризма и санаторно-курортного лечения, гостиниц и пансионатов, иных объектов для отдыха граждан с включением объектов инженерной инфраструктуры.

Согласно действующему градостроительному регламенту к одним из основных видов разрешенного использования земельных участков в указанной территориальной зоне относится размещение общежитий.

Таким образом, по смыслу приведенных норм, использование земельного участке ограничено только тем видом разрешенного использования, который указан в ЕГРН. Вид разрешенного использования, указанный в ЕГРН, не определяет единственный верный способ использования земельного участка. В т о время как потенциал использования земельного участка определяется как раз градостроительным регламентом и Правилами землепользования и застройки.

Буквальное толкование подпункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) не говорит о том, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка является несоответствие заявленных целей виду разрешенного использования, указанному в ЕГРН.

Сведения ЕГРН, касающиеся видов разрешенного использования, отнесен законодателем к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, в связи с чем отказ Комитета со ссылкой только на такой отказ сведений является незаконным.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, Общество обратилось в Комитет с заявлением от 14.10.2021 N 17 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 78:38:0022488:1073 (далее - земельный участок) для размещения общежития.

В соответствии с распоряжением Комитета имущественных отношений от 16.12.2021 N 437-РЗУ данный земельный участок предоставлен Учреждению.

Согласно распоряжению Комитета от 22.12.2021 N 883-р Обществу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства общежития ввиду его предоставления на праве постоянного (бессрочного) пользования иному лицу; несоответствия разрешенного использования земельного участка, закрепленного в государственном кадастре недвижимости как "гостиничное обслуживание", цели использования участка, указанной в заявлении как "общежития"; нахождения земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории и запрета вырубки на нем средообразующих зеленых насаждений, за исключением рубок, направленных на сохранение исторической системы озеленения.

Ссылаясь на то, что отказ Комитета в предоставлении Обществу в аренду земельного участка является незаконным и нарушает его права, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

По общему правилу в соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса установлен исчерпывающий перечень случаев заключения договоров аренды земельных участков без проведения торгов.

В частности, в подпункте 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса урегулировано предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункта 1 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования" целевое предоставление земельных участков осуществляется в случаях предоставления земельных участков без проведения торгов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в ЕГРН (абзац третий пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса).

Согласно пункту 3.1.5 Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства от 21.06.2016 N 524 (далее - ПЗЗ СПб), вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства считается измененным со дня внесения в ЕГРН сведений о таком виде использования.

Указанное также соотносится с положениями пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса и свидетельствует о необходимости выбора правообладателем конкретного вида разрешенного использования для земельного участка из числа предусмотренных соответствующим градостроительным регламентом путем внесения сведений о таком виде разрешенного использования в ЕГРН.

Судами установлено, что в соответствии с пунктами 5 и 6 письма Комитета по градостроительству и архитектуре от 02.12.2021 N 01-21-5-40162/21 земельный участок находится в территориальной зоне ТРЗ-2 и в границах объединенных зон охраны культурного наследия ЗРЗ(38)26.

Исходя из пункта 2.30.3 ПЗЗ СПб для зоны "ТР3-2" в качестве основных видов разрешенного использования земельного участка могут быть избраны как "общежития" с кодом 3.2.4, так и "гостиничное обслуживание" с кодом 4.7.

Исходя из потребности в строительстве на территории Курортного района Санкт-Петербурга, где расположен земельный участок, объектов, размещение которых осуществляется в соответствии с видом разрешенного использования "гостиничное обслуживание", Правительство в лице уполномоченного органа из числа основных видов разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом для зоны "ТР3-2", определило в качестве основного вида разрешенного использования земельного участка именно "гостиничное обслуживание". Сведения об указанном виде разрешенного использования земельного участка были внесены в установленном порядке в ЕГРН.

Выбор вида разрешенного использования участка осуществляет собственник земельного участка, в связи с чем при подаче заявлений о предоставлении земельного участка потенциальным инвесторам следует руководствоваться именно тем видом разрешенного использования, который установлен собственником, а не теми видами разрешенного использования, которые потенциально допустимы на данном участке.

Поскольку Санкт-Петербург, как собственник испрашиваемого земельного участка установил вид разрешенного использования земельного участка "для размещения гостиниц", суды заключили, что у Общества отсутствует право требования предоставления ему этого участка в иных целях.

Вместе с тем суды, приняв во внимание вступившее в законную силу постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 по делу N А56-36462/2022 о признании недействительным распоряжения КИО от 16.12.2021 N 437-РЗУ "О предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга, город Зеленогорск, Приморское шоссе, участок 110", указали, что Комитет необоснованно отказал Обществу в предоставлении земельного участка на том основании, что этот участок был передан Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Отель Плюс" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.ЧУЧУНОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления