ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 июля 2021 г. N 302-ЭС21-10045
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу Министерства финансов Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 19.11.2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.03.2021 по делу N А74-2922/2020
по иску муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Базинская средняя общеобразовательная школа (далее - учреждение) к Республике Хакасия в лице Министерства образования и науки Республики Хакасия (далее - министерство образования и науки) о взыскании 536 427 рублей 41 копейки убытков за 2019 год (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),
при участии в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - администрации Аскизского района Республики Хакасия (далее - администрация) о взыскании с министерства образования и науки 536 427 рублей 41 копейки убытков за 2019 год (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),
а также третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Министерства финансов Республики Хакасия (далее - Минфин Хакасии)
решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 19.11.2020, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.03.2021, в удовлетворении искового заявления учреждения отказано, исковое заявление администрации удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Минфин Хакасии, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просит отменить судебные акты и отказать в иске администрации.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из судебных актов, решениями Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия, а также решениями Арбитражного суда Республики Хакасия со школы взысканы пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС за 2019 год в размере 536 427 рублей 41 копейки.
Учреждение полагая, что понесло убытки в связи с исполнением обязанности по уплате пени, обратилось в арбитражный суд.
Кроме того, в процессе производства по делу администрация заявила самостоятельные требования относительно предмета спора, поскольку учреждение уплатило сумму пени из выделенных средств из местного бюджета муниципального образования Аскизский район, в результате чего муниципальным образованием понесены убытки в заявленном размере.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Закона Республики Хакасия от 14.07.2015 N 57-ЗРХ "О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях", Закона Республики Хакасия от 20.12.2017 N 104-ЗРХ "О Республиканском бюджете Республики Хакасия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.08.2015 N 441 "Об утверждении методик расчета нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций", Положением о Министерстве образования и науки Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.05.2009 N 226, Положением о Министерстве финансов Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 N 151, пришли к выводу о наличии причинно-следственной связи между действиями Минфина Хакасии и заявленными убытками, в связи с чем удовлетворили требование администрации.
Установив факт несвоевременного перечисления Минфином Хакасии денежных средств для выплаты страховых взносов, судебные инстанции отметили, что заявленные убытки подлежат возмещению учредителю учреждения - муниципальному образованию Аскизский район, поскольку сумма пени уплачена из средств, выделенных из местного бюджета данного муниципального образования, и соответственно, убытки понесены именно муниципальным образованием.
Суд округа поддержал выводы судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, не подтверждают существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
отказать Министерству финансов Республики Хакасия в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Российской Федерации
М.К.АНТОНОВА
------------------------------------------------------------------