ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 июля 2018 г. N 305-КГ18-9368
Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.03.2018 по делу N А40-242173/2016 Арбитражного суда города Москвы
по заявлению акционерного общества "ТНС энерго Воронеж" (далее - общество, АО "ТНС энерго Воронеж") о признании недействительным приказа Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 29.11.2016 N 1679/16 "Об отмене приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 30.12.2015 N 66/9 "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии ПАО "ТНС энерго Воронеж" на 2016 год" (далее - приказ ФАС России N 1679/16),
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее - управление),
решением Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
Арбитражный суд Московского округа постановлением от 21.03.2018 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В кассационной жалобе ФАС России ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов в связи с существенным нарушением судами норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами, приказом ФАС России N 1679/16 был отменен приказ управления от 30.12.2015 N 66/9 "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии ПАО "ТНС энерго Воронеж на 2016 год" (далее - приказ управления N 188), в соответствии с которым управление признано нарушившим законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетике, в части непринятия мер по исключению из расчета регулируемых цен экономически необоснованных расходов, а также учете в указанных тарифах расходов, обоснованность которых не подтверждена. С 01.12.2016 приказ управления N 188 отменен; управлению предписано в установленном законом порядке принять и ввести в действие с 01.12.2016 решение об установлении сбытовых надбавок для ПАО "ТНС энерго Воронеж" с учетом исключения из расчета экономически необоснованных и не подтвержденных документально расходов общества; представить в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 приказа решений об установлении цен (тарифов) в ФАС России копии решения управления об установлении сбытовых надбавок, выписки из протоколов заседания Правления, на которых принимались вышеуказанные решения, экспертных заключений управления по результатам установления сбытовых надбавок для ПАО "ТНС энерго Воронеж" в соответствии с пунктом 3 названного приказа.
При рассмотрении данного спора суды апелляционной и кассационной инстанций, проанализировав положения Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государственных цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 543), пришли к выводу о том, что ФАС России полномочно осуществлять государственный контроль (надзор) посредством: проверок, в том числе, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора); принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В рассматриваемом случае ФАС России не проводил проверку в установленной процедуре, не составлял и не направлял управлению акт проверки, ограничившись оценкой обоснованности тарифов на основании запрошенного у управления заключения и выписки из протокола заседания Правления.
Учитывая то обстоятельство, что ФАС России не были установлены нарушения, указанные в пункте 7 Основ ценообразования, содержащем исчерпывающий перечень оснований для пересмотра установленных цен (тарифов) до окончания срока их действия, пересмотр решения об установлении сбытовых надбавок в течение периода регулирования, по мнению судов, противоречил положениям Основ ценообразования.
С учетом изложенного суды апелляционной и кассационной инстанций признали факт нарушения оспариваемым актом антимонопольного органа прав и законных интересов ПАО "ТНС энерго Воронеж" в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы ФАС России не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, в связи с чем не могут являться основанием для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
отказать Федеральной антимонопольной службе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
Т.В.ЗАВЬЯЛОВА
------------------------------------------------------------------