Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.04.2018 N 71-АПГ18-3

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 апреля 2018 г. N 71-АПГ18-3

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.

судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решения Балтийского городского Совета депутатов от 30 октября 2012 г. N 95 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городское поселение "Город Балтийск", по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" на решение Калининградского областного суда от 17 ноября 2017 г., которым заявление частично удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя Федерального агентства лесного хозяйства Миятлиевой Д.М., Балтийского городского Совета депутатов и Администрации муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" Дмитриевой Ю.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Переслегиной Е.П., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в Калининградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Балтийского городского Совета депутатов от 30 октября 2012 г. N 95 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" в части включения в границы населенных пунктов поселения лесных участков: кварталы 1 - 57 Западного участкового лесничества Калининградского лесничества Калининградской области общей площадью 2 705 га.

Решением Калининградского областного суда от 17 ноября 2017 г. заявление удовлетворено в части признания недействующим решения Балтийского городского Совета депутатов от 30 октября 2012 г. N 95 по включению в границы населенных пунктов поселения лесных участков: кварталы 53 (земельный участок с кадастровым номером 39:14:010120:1) и 57 (земельный участок с кадастровым номером 39:14:010121:2) со дня вступления в законную силу решения суда.

Не согласившись с решением суда, Администрация муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, в части удовлетворения заявленного требования, как принятый с нарушением норм права.

Относительно доводов апелляционной жалобы Министерством экономического развития Российской Федерации представлены письменные объяснения.

В судебное заседание представители Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, ГКУ КО "Управление охотничьего и лесного хозяйства Калининградской области", прокуратуры Калининградской области, Правительства Калининградской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, Администрации Балтийского муниципального района извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц участвующих в деле и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Решением Балтийского городского Совета депутатов от 30 октября 2012 г. N 95 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" утвержден Генеральный план городского поселения "Город Балтийск".

Генеральным планом городского поселения "Город Балтийск" в границы городского поселения включены земельные участки с кадастровыми номерами 39:14:010142:1, 39:14:010211:3, 39:14:010246:5, 39:14:010213:6, 39:14:010140:4, 39:14:010120:1, 39:14:0101101:1, 39:14:010248:4, 39:14:010359:2, 39:14:010121:2, 39:14:010141:2, 39:14:010111:1, 39:14:030116:56, которые являются землями лесного фонда - лесные кварталы Западного участкового лесничества Калининградского лесничества с 1 по 57 с соответствующими выделами.

Как следует из материалов дела в 1947 году на основании постановления Совета Министров СССР от 04 апреля 1947 г. "Об образовании Министерства лесного хозяйства СССР и передачи всех лесов области Калининградскому управлению лесного хозяйства" был образован "Балтийский лесхоз", в настоящее время это - Западное участковое лесничество. Впервые лесоустроительные работы в лесхозе проведены в 1946 - 1947 годах. При проведении работ определены границы лесных кварталов 40 - 57 Западного участкового лесничества Калининградского лесничества, которые отражены в лесоустроительных планшетах.

В соответствии с решением Исполнительного комитета Калининградского областного Совета депутатов трудящихся N 380 от 17 мая 1948 г. "О черте города Балтийска и преобразовании населенного пункта Светлое в рабочий поселок", а также решением от 09 августа 1949 г. N 790 утверждена граница города Балтийска, в том числе с включением в ее границы земельных участков с 1 по 57 кварталы как по южной части (вся территория Балтийской (Вислинской) косы, так и по восточному направлению до бухты залива Фишхаузен, в настоящее время - Приморск.

Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что право собственности муниципального образования городского поселения "Город Балтийск" на земельные участки с кадастровыми номерами - 39:14:010120:1 (квартал 53) и 39:14:010121:2 (квартал 57) признано отсутствующим на основании решения Балтийского городского суда Калининградской области от 30 мая 2017 г., вступившего в законную силу, имеющего преюдициальное значение.

Право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами: 39:14:010142:1, 39:14:010211:3, 39:14:010246:5, 39:14:010213:6, 39:14:010140:4, 39:14:0101101:1, 39:14:010248:4, 39:14:010359:2, 39:14:010141:2, 39:14:010111:1, 39:14:030116:56 зарегистрировано за муниципальным образованием городское поселение "Город Балтийск" в 2015 году. Включение указанных земельных участков в Генеральный план городского поселения "Город Балтийск" в апелляционной инстанции не оспаривается.

Законодательство, действовавшее до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации 1997 г., предусматривало, что леса в пределах городской черты входят в лесной фонд (статьи 4, 13, 15, 38 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 г., ст. 4, 29, 92 Лесного кодекса РСФСР 1978 г., ст. 2, 14, 19 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 г.).

Согласно статье 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 г. лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (первоначальная редакция) черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий.

Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Проект черты поселения относится к градостроительной документации.

Утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа и особенности его согласования предусмотрены статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), согласно которым проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований установлен приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 г. N 69 (далее - Порядок согласования).

Пунктом 2.1 названного порядка, действовавшего в период подготовки Генерального плана городского поселения, предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса. В свою очередь, Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.

Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 283, а также в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (далее - Положение), является Федеральное агентство лесного хозяйства, которое осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 01 января 2015 г. согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земельного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с частью 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса срок согласования проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в этот орган уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.

В случае непоступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана органов данный проект считается согласованным с такими органами.

Судом установлено, что земельные участки, расположенные в кадастровых кварталах 53 (земельный участок с кадастровым номером 39:14:010120:1) и 57 (земельный участок с кадастровым номером 39:14:010121:2), отнесены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 31 марта 2009 г. N 110 отнесены к ценным лесам.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 05 мая 2014 г. N 185-р "О внесении земельных участков в реестр федерального имущества" земельные участки отнесены к федеральной собственности. Согласно генеральному плану муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" от 30 октября 2012 г. граница муниципального образования имеет пересечение с землями лесного фонда, а именно установлено включение в границы городского поселения город Балтийск лесных участков Западного лесничества в кварталах 53, 57.

Данное обстоятельство подтверждено схемой графического наложения границ населенного пункта на материалы лесоустройства, выполненной ФГБУ "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект", а также установлено вступившим в законную силу решением Балтийского городского суда Калининградской области от 30 мая 2017 г., имеющим преюдициальное значение. Указанным решением признано отсутствующим право собственности муниципального образования городского поселения "Город Балтийск" на земельные участки с кадастровыми номерами - 39:14:010120:1 и 39:14:010121:2.

Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.

Согласно материалам дела орган местного самоуправления не направлял в Министерство регионального развития Российской Федерации и соответственно в Федеральное агентство лесного хозяйства проект генерального плана муниципального образования на согласование.

Поскольку Рослесхоз не согласовывал нормативный правовой акт в оспариваемой части в установленном законом порядке, то решение об утверждении генерального плана муниципального образования без согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земель лесного фонда в кварталах 53 и 57 в границы населенного пункта, принято с нарушением установленных норм.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда Судебной коллегией не имеется.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Калининградского областного суда от 17 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления