Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.09.2018 N 92-КГ18-8

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 сентября 2018 г. N 92-КГ18-8

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Кликушина А.А.,

судей Рыженкова А.М. Юрьева И.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Кызыла в интересах Куулар Долумы Эресовны к мэрии города Кызыла о предоставлении вне очереди жилого помещения

по кассационной жалобе Куулар Алены Бургут-ооловны в интересах Куулар Долумы Эресовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 18 октября 2017 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Рыженкова А.М., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

заместитель прокурора города Кызыла обратился в суд в интересах Куулар Д.Э. к мэрии города Кызыла о предоставлении вне очереди жилого помещения, указав в обоснование, что прокуратурой города Кызыла проведена проверка по обращению Куулар А.Б. в интересах несовершеннолетней дочери Куулар Д.Э., являющейся ребенком-инвалидом с тяжелой формой хронического заболевания, о нарушении прав на получение жилого помещения. Куулар Д.Э. состоит на учете в мэрии города Кызыла в качестве нуждающейся в получении жилого помещения на основании постановления мэрии от 26 декабря 2016 г. N 1386. Согласно заключению врачебной комиссии Куулар Д.Э. страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одном жилом помещении, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2006 г. N 378. Ссылаясь на статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, просил обязать ответчика предоставить ребенку-инвалиду с тяжелой формой хронического заболевания по психическому заболеванию Куулар Д.Э. вне очереди жилое помещение, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью не менее 12,5 кв. м.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 июня 2017 г. иск удовлетворен, на мэрию города Кызыла возложена обязанность предоставить Куулар Д.Э. во внеочередном порядке на условиях договора социального найма жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв. м в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 18 октября 2017 г. решение суда отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене апелляционного определения ввиду существенных нарушений норм материального права.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Рыженкова А.М. от 15 августа 2018 г. кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 18 октября 2017 г.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При вынесении оспариваемого судебного постановления такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судом апелляционной инстанций.

Как следует из материалов дела, Куулар Эрес Эрес-оолович и Куулар Алена Бургут-ооловна являются родителями 8 детей, в том числе Куулар Долумы Эресовны, <...> года рождения.

Постановлением мэрии города Кызыла от 26 декабря 2016 г. N 1386 Куулар Д.Э. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом вне очереди по договорам социального найма жилого помещения, статус - "ребенок-инвалид", дата подачи заявления 26 сентября 2016 г.

Согласно справке БМСЭ N 2 серии МСЭ-2015 N 0058119 от 8 июня 2017 года Куулар Д.Э., <...> года рождения, установлена повторно инвалидность категории "ребенок-инвалид" на основании акта освидетельствования от 22 мая 2017 г. на срок до 8 ноября 2032 г.

Заключением врачебной комиссии ГБУЗ РТ "Республиканская психиатрическая больница" от 7 ноября 2016 г. установлено, что Куулар Д.Э. страдает заболеванием <...>, является ребенком-инвалидом.

Из приложения к постановлению мэра города Кызыла от 11 февраля 2004 г. N 146 следует, что Куулар А.Б. состоит в очереди на получение жилья как многодетная семья с 15 января 2004 г. Согласно выписке из постановления мэра города Кызыла от 15 сентября 2009 г. N 1580 льготная очередь многодетной семьи Куулар А.Б. была восстановлена с 11 февраля 2004 г.

В соответствии со справкой, выданной Куулар А.Б. Департаментом по социальной политике мэрии города Кызыла от 19 апреля 2017 г., среднедушевой доход семьи за 3 месяца составляет 138 руб. 44 коп., основанием выдачи справки является Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".

Величина прожиточного минимума на день обращения составляет 9 775 руб., утверждена постановлением Правительства Республики Тувы от 15 февраля 2017 г. N 57.

Куулар А.Б. является собственником жилого дома общей площадью 85,3 кв. м по адресу: <...>. На каждого члена семьи площади жилого помещения приходится менее учетной нормы в 12 кв. м.

Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с частью 2 статьи 49, частью 2 статьи 52, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Куулар Д.Э., состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, страдающая тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одном жилом помещении, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2006 г. N 378, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

При этом суд указал, что предоставление жилого помещения гражданам, страдающим названными заболеваниями, относится к полномочиям мэрии города Кызыла.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", подпункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации либо жилое помещение предоставляется им из жилищного фонда субъекта Российской Федерации, кроме того, признание Куулар Д.Э. нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также включение истца в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, само по себе не влечет возникновение у нее права на внеочередное получение по договору социального найма жилого помещения из муниципального жилищного фонда социального использования. Для возникновения у ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения из муниципального жилищного фонда гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, необходимо наделение органа местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями. Такой нормативно-правовой акт органом государственной власти Республики Тыва в настоящее время не принят.

Также суд апелляционной инстанции указал на то, что малоимущей семья Куулар в установленном законом порядке не признана, представленная справка о среднедушевом доходе семьи, выданная Куулар А.Б. Департаментом по социальной политике мэрии города Кызыла, не свидетельствует о принятии органом местного самоуправления решения о признании данной семьи малоимущей в соответствии с положениями жилищного законодательства Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что апелляционное определение принято с нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Абзацем первым статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в части обеспечения жильем лишь в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г. (абзац второй и четвертый статьи 17, статья 28.2).

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 3 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).

Внеочередной порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.

Таким образом, в отношении лиц, являющихся инвалидами, вставших на учет после 1 января 2005 г., к которым относится Куулар Д.Э., действует порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, соответствующие меры социальной поддержки указанных лиц специальным законодательством к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации не отнесены.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено в числе прочего обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Таким образом, реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Судом апелляционной инстанции не были приняты во внимание приведенные выше нормативные положения, не учтено, что предметом настоящего иска являлось предоставление Куулар Д.Э. жилого помещения вне очереди по установленному Жилищным кодексом Российской Федерации основанию - пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного ссылка суда апелляционной инстанции на то, что обеспечение истца жилым помещением относится к полномочиям государственной власти субъекта Российской Федерации, основана на неправильном толковании норм материального права.

Кроме того, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции указал, что представленная справка Департамента по социальной политике мэрии города Кызыла от 19 апреля 2017 г. о среднедушевом доходе семьи Куулар не свидетельствует о принятии органом местного самоуправления решения о признании данной семьи малоимущей в соответствии с положениями жилищного законодательства, необходимым условием для предоставления жилого помещения Куулар Д.Э. является наличие решения органа местного самоуправления о признании семьи Куулар малоимущей.

Между тем судом апелляционной инстанции не учтено, что исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации для предоставления гражданину жилого помещения вне очереди по предусмотренному данной нормой основанию необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса Перечне.

Как установлено судом и следует из материалов дела, семья Куулар состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, с 2004 года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно положениям действовавшего до 1 марта 2005 г. Жилищного кодекса РСФСР для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось признание таких лиц малоимущими.

Поскольку несовершеннолетняя Куулар Д.Э. состоит в составе семьи Куулар на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, принятых на учет до 1 марта 2005 г., вывод суда апелляционной инстанции о необходимости признания семьи Куулар малоимущей не основан на законе.

В данном случае Куулар Д.Э. состоит в очереди лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и страдает заболеванием, указанным в соответствующем Перечне, что является основанием для предоставления Куулар Д.Э. жилого помещения во внеочередном порядке на условиях договора социального найма.

При таких обстоятельствах является правильным по существу решение суда первой инстанции о возложении обязанности на мэрию города Кызыла предоставить Куулар Д.Э. во внеочередном порядке на условиях договора социального найма жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не менее 12,5 кв. м.

С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Куулар Д.Э., в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 18 октября 2017 г. нельзя признать законным, оно подлежит отмене с оставлением в силе решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 июня 2017 г.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 18 октября 2017 г. отменить, оставить в силе решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 июня 2017 г.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления