ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 июня 2019 г. N 309-ЭС19-8029
Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (г. Челябинск) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.03.2019 по делу N А76-8081/2018,
Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) от 12.02.2018 N 74/001/224/2017-6958 в государственной регистрации и об обязании Управления Росреестра осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Челябинской области в отношении объекта недвижимости - сибиреязвенного захоронения, расположенного по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, дер. Бурино, в 700 м по направлению на юго-восток от восточной границы дер. Бурино.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены областное государственное бюджетное учреждение "Озерская городская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных" и Челябинская природоохранная прокуратура.
Арбитражный суд Челябинской области решением от 18.09.2018 отказал в удовлетворении заявленных Министерством требований.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 19.12.2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 19.03.2019, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования Министерства.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Управление Росреестра, ссылаясь на нарушение судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить постановления от 19.12.2018 и от 19.03.2019 и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив доводы жалобы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи жалобы Управления на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьей 72 Конституции Российской Федерации, статьями 13, 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статьями 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3, подпунктом "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, "СП 289.1325800.2017. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования", утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.04.2017 N 721/пр, постановлением Правительства Челябинской области от 21.12.2016 N 724-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2017 - 2020 годы" (вместе с "Государственной программой Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2017 - 2020 годы"), приняв во внимание обстоятельства, установленные Центральным районным судом города Челябинска при рассмотрении дела N 2-13036/2016, пришел к выводу о том, что у Управления Росреестра не было оснований для отказа в государственном кадастровом учете спорного объекта и в государственной регистрации права собственности Челябинской области на данный объект, признал оспариваемый отказ незаконным и обязал Управление Росреестра устранить допущенное нарушение прав и законных интересов субъекта Российской Федерации.
Апелляционный суд исходил из следующего: сибиреязвенное захоронение (скотомогильник) является объектом недвижимости, требующим соблюдения ветеринарно-санитарных правил, установления санитарно-защитной зоны, осуществления мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий; поскольку данный объект не подлежит приватизации, а осуществление указанных мер является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, спорный объект должен находиться в государственной собственности Челябинской области, на территории которой он расположен; вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Челябинска от 08.12.2016 по делу N 2-13036/2016 на Министерство (как уполномоченный орган Челябинской области) возложена обязанность по проведению мероприятий по зачислению скотомогильников, в том числе спорного объекта, в государственную собственность Челябинской области, по проведению их благоустройства и содержания; поскольку Министерство представило в регистрирующий орган все необходимые документы, в том числе ввиду отсутствия архивных сведений и документов на этот объект, созданный в 1967 году, подготовило технический паспорт, содержащий все основные характеристики объекта, Управление Росреестра неправомерно отказало в государственном кадастровом учете спорного объекта и в государственной регистрации на него права собственности Челябинской области.
Суд округа признал выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов апелляционной и кассационной инстанций, не подтверждают существенных нарушений указанными судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и в силу статьи 291.6 АПК РФ не являются основанием для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
отказать Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
И.Л.ГРАЧЕВА
------------------------------------------------------------------