ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 апреля 2024 г. N 305-ЭС23-27639
Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.03.2023, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2023 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.10.2023 по делу N А40-218407/2022,
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - Компания) об обязании разработать и согласовать проект лесовосстановления и выполнить работы по лесовосстановлению.
Арбитражный суд города Москвы решением от 30.03.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2023 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16.10.2023, отказал в иске.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Комитет, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального права, просит пересмотреть в кассационном порядке указанные судебные акты.
Дело 11.01.2024 истребовано из Арбитражного суда города Москвы.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Комитета вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Комитет (арендодатель) и Компания (арендатор) 02.07.2019 заключили договор аренды четырех лесных участков общей площадью 1,7825 га с кадастровыми номерами 50:09:0020328:1384; 50:09:0020328:1385; 50:09:0020328:1386; 50:09:0020328:1387 для строительства линейного объекта сроком на 49 лет.
Договор зарегистрирован в установленном порядке.
В характеристиках лесных участков, содержащихся в приложении к договору и являющихся неотъемлемой частью договора аренды, указано, что площадь участков, занятая лесными насаждениями, составляет 1,7475 га; преобладающая порода - береза и ель, возраст древесины 85 - 90 лет.
Впоследствии в связи с переводом лесных участков в иную категорию земель Комитет, Федеральное дорожное агентство и Компания заключили дополнительное соглашение N 1 к договору аренды, согласно которому Комитет уступил, а Федеральное дорожное агентство приняло на себя все права и обязанности арендодателя по договору аренды от 02.07.2019.
В пункте 2 данного соглашения стороны указали, что на момент заключения соглашения в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о принадлежности земельных участков, указанных в договоре аренды от 02.07.2019, к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, вид разрешенного использования - "Автомобильный транспорт".
Стороны установили дату перехода прав и обязанностей по договору аренды - 15.08.2019 (пункт 4 дополнительного соглашения).
Комитет, ссылаясь на то, что Компания после перевода указанных участков из земель лесного фонда в иную категорию земель в нарушение требований лесного законодательства не исполнила обязанность по разработке, согласованию проекта лесовосстановления и проведению работ по лесовосстановлению на площади 1,7825 га, равной площади переведенных участков из земель лесного фонда, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на статьи 7, 8, 21, 24, 45, 63.1, 72, 99, 89.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), Федеральный закон от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (далее - Закон N 212-ФЗ), пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Комитета.
Законом N 212-ФЗ, вступившим в законную силу с 01.01.2019, Лесной кодекс дополнен статьей 63.1, которой предусмотрена обязанность лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 данного Кодекса, выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.
У лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
Между тем на переданных Компании в 2019 году спорных участках леса не располагались, поскольку работы по рубке лесных насаждений проводились при выполнении подготовительных работ по строительству автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-11 "Нева", до вступления в силу Закона N 212-ФЗ.
Обязанность по лесовосстановлению, предусмотренная частью 2 статьи 63.1 Лесного кодекса, не может быть возложена на Компанию, так как с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесных участков, в том числе в связи с переводом земельных участков из земель лесного фонда в земли иных категорий, Компания не обращалась.
Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на существенное нарушение судами трех инстанций норм материального права, просит отменить указанные судебные акты.
Податель жалобы указывает на то, что после ввода в эксплуатацию автомобильной дороги Компании в 2019 году были предоставлены аренду дополнительные самостоятельные лесные участки, примыкающие к дороге, в целях строительства линейных объектов.
Заявитель обращает внимание на следующее: в спорном договоре аренды и в акте приема-передачи участков указано, что почти все предоставляемые участки покрыты лесными насаждениями; условиями договора предусмотрена обязанность арендатора подготовить проект освоения лесов, получить на него положительное заключение государственной экспертизы, после чего приступить к освоению в целях, указанных в договоре, в том числе к рубке лесных насаждений, осуществить мероприятия по воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
По мнению Комитета, в силу статей 43 - 46, 62 - 63.1, 89.1 Лесного кодекса у Компании, как лица, использующего лесные участки для строительства линейного объекта, в том числе в связи с переводом данных участков из земель лесного фонда в земли иных категорий, в 2019 году возникла обязанность по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению) на ином участке, равном по площади спорным участкам.
Приведенные в жалобе Комитета доводы о существенном нарушении судами трех инстанций норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 14 мая 2024 года на 11 часов 30 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Российской Федерации
И.Л.ГРАЧЕВА
------------------------------------------------------------------