ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 апреля 2016 г. N 307-ЭС16-2177
Судья Верховного Суда Российской Федерации Разумов И.В., изучив кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 25.07.2014 по делу N А66-12536/2013, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.12.2015 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" (далее - пассажирская компания) к Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о возмещении убытков, возникших в результате оказания услуг по перевозке льготных категорий пассажиров железнодорожным транспортом,
решением Арбитражного суда Тверской области от 25.07.2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015, с Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области в пользу пассажирской компании взысканы убытки за счет казны Тверской области в сумме 42 026 рублей 99 копеек и с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в сумме 798 512 рублей 90 копеек.
Кроме того, суд взыскал в пользу пассажирской компании с Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области за счет казны Тверской области и с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации на случай неисполнения решения суда проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25 процента годовых за каждый день просрочки исполнения судебного акта с момента вступления судебного акта в законную силу до его фактического исполнения.
Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 25.12.2015 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменил в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в сумме 798 512 рублей 90 копеек, а также взыскания с ответчиков процентов за пользование чужими денежными средствами на случай неисполнения судебного акта, отказав в удовлетворении требований в указанной части. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Министерство социальной защиты населения Тверской области просит названные решение и постановления судов отменить в части взыскания убытков с Тверской области.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем таких оснований по результатам изучения судебных решения и постановлений, доводов кассационной жалобы не установлено.
Удовлетворяя требования пассажирской компании о взыскании убытков с Тверской области, суды руководствовалась пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением администрации Тверской области от 25.05.2010 N 238-па "Об установлении на территории Тверской области в 2011 году льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении учащимся и студентам и компенсации организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" указав, что ответственность за невозмещение или неполное возмещение потерь в доходах перевозчика, возникших в результате перевозки пассажиров по льготным тарифам, несет субъект Российской Федерации - Тверская область.
Доводы заявителя о том, что получение компенсации невозможно по причине отсутствия соответствующего договора с пассажирской компанией, были предметом рассмотрения судов и отклонены ими как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения.
Ссылки заявителя на судебные акты по другим делам не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные судебные акты приняты по иным фактическим обстоятельствам, неидентичным обстоятельствам настоящего спора.
Руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
отказать Министерству социальной защиты населения Тверской области в передаче его кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
И.В.РАЗУМОВ
------------------------------------------------------------------