Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.12.2018 N 5-КГ18-203

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 декабря 2018 г. N 5-КГ18-203

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 10 декабря 2018 г. гражданское дело по иску Никифоровой Татьяны Николаевны, признанной стороной по делу в порядке процессуального правопреемства, к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании расходов на лечение

по кассационной жалобе представителя Никифоровой Татьяны Николаевны - адвоката Катейкина Юрия Николаевича на решение Замоскворецкого районного суда. г. Москвы от 24 октября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 декабря 2017 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации по доверенностям Курсаева А.В. и Епифанову С.В., просивших дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, мнение представителя Министерства финансов Российской Федерации по доверенности Евгажукова А.Х., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей доводы жалобы обоснованными, судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций подлежащими отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Никифоров Георгий Александрович 7 июля 2016 г. обратился в Замоскворецкий районный суд г. Москвы с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), Министерству финансов Российской Федерации о возмещении расходов на лечение в сумме 224 650 руб.

В обоснование заявленных требований Никифоров Г.А. указывал, что проходил службу в органах внутренних дел, 15 августа 2014 г. был уволен со службы в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии с выслугой лет в календарном исчислении 20 лет и 5 месяцев, ему установлена II группа инвалидности по заболеванию, полученному в период прохождения военной службы.

До увольнения со службы, 15 января 2014 г., Никифорову Г.А. в бюджетном учреждении Чувашской Республики "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (с 16 января 2015 г. наименование Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики изменено на Министерство здравоохранения Чувашской Республики) проведена операция по удалению <...> (<...>). Во время контрольного исследования в бюджетном учреждении "Республиканский клинический онкологический диспансер" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее также - онкологический диспансер) обнаружена остаточная опухоль, 5 мая 2014 г. врачебной комиссией Никифорову Г.А. рекомендована химиотерапия лекарственным средством темозоломид (темодал). Онкологическим диспансером Никифорову Г.А. было отказано в бесплатном предоставлении названного препарата, поскольку Никифоров Г.А. не относится к гражданским лицам, а является сотрудником органов внутренних дел.

Никифоров Г.А. подал рапорт на имя министра внутренних дел по Чувашской Республике с просьбой рассмотреть вопрос о приобретении лекарственного средства темозоломид (темодал) для дальнейшего лечения. Ввиду того, что требовалось срочное лечение, а рассмотрение вопроса Министерством внутренних дел по Чувашской Республике об оплате покупки указанного лекарственного средства заняло длительное время, лекарственное средство было приобретено Никифоровым Г.А. самостоятельно на сумму 224 650 руб.

При обращении Никифорова Г.А. в адрес МВД России с заявлением о возмещении указанных расходов ему было отказано.

Не согласившись с отказом, ссылаясь на статью 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, Никифоров Г.А. обратился в суд с настоящим иском. Никифоров Г.А. полагал отказ МВД России незаконным, нарушающим его права, закрепленные положениями частей 1 и 2 статьи 45 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", частей 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменения в отдельные законодательстве акты Российской Федерации".

В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика МВД России иск не признал, представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился.

Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 октября 2016 г. в удовлетворении исковых требований Никифорова Г.А. отказано.

23 декабря 2016 г. Никифоров Г.А. умер. В связи с его смертью с апелляционной жалобой на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 октября 2016 г. обратилась вдова Никифорова Г.А. - Никифорова Т.Н., предоставив справку, заверенную нотариусом, о том, что она является наследником по закону на имущество Никифорова Г.А.

Определением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 31 мая 2017 г. произведена замена в порядке процессуального правопреемства стороны по делу Никифорова Г.А. на Никифорову Т.Н. ввиду вступления ее в наследство в ходе апелляционного обжалования решения Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 октября 2016 г.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 декабря 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Никифоровой Т.Н. - адвоката Катейкина Ю.Н. ставится вопрос о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 октября 2016 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 декабря 2017 г., как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя Никифоровой Т.Н. - адвоката Катейкина Ю.Н. 4 июля 2018 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 15 ноября 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации истец Никифорова Т.Н., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явилась, о причинах неявки не сообщила. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Никифоров Георгий Александрович, <...> года рождения, проходил службу в Министерстве внутренних дел по Чувашской Республике (далее также - МВД по Чувашской Республике).

15 января 2014 г. Никифорову Г.А. в бюджетном учреждении Чувашской Республики "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики проведена операция по удалению (<...>).

После выписки с 3 февраля 2014 г. Никифоров Г.А. проходил амбулаторное лечение в федеральном казенном учреждении здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чувашской Республике", с 12 февраля по 31 марта 2014 г. был направлен в бюджетное учреждение "Республиканский клинический онкологический диспансер" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

Во время контрольного исследования 30 апреля 2014 г. в онкологическом диспансере у Никифорова Г.А. обнаружена остаточная опухоль, 5 мая 2014 г. врачебной комиссией бюджетного учреждения "Республиканский клинический онкологический диспансер" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Никифорову Г.А. рекомендована химиотерапия лекарственным средством темозоломид (темодал).

Никифоров Г.А. 7 мая 2014 г. подал рапорт на имя министра внутренних дел по Чувашской Республике с просьбой рассмотреть вопрос о приобретении лекарственного средства темозоломид (темодал) для дальнейшего лечения (л.д. 6).

В связи с отсутствием в мае 2014 года в онкологическом диспансере парентеральной формы препарата темозоломид (темодал) из трех рекомендованных Никифорову Г.А. циклов лечения названным препаратом на один цикл лечения препарат был приобретен Никифоровым Г.А. 7 и 8 мая 2014 г. за счет собственных средств на сумму 224 650 руб., что подтверждается товарными чеками (л.д. 6, 7, 9, 10).

Согласно выписному эпикризу из медицинской карты стационарного больного бюджетного учреждения "Республиканский клинический онкологический диспансер" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в период с 12 по 16 мая 2014 г. Никифорову Г.А. была проведена химиотерапия темозоломидом (темодалом).

Ввиду недостаточности финансирования на медицинские услуги по заключенным государственным контрактам МВД по Чувашской Республике 19 мая 2014 г. направило письмо в Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России (ФЭД МВД России) о рассмотрении вопроса о выделении дополнительного лимита бюджетных обязательств на 2014 год для лечения Никифорова Г.А. в сумме 825 000 руб. (л.д. 6).

24 июня 2014 г. на поступившие целевые денежные средства МВД по Чувашской Республике был заключен государственный контракт с онкологическим диспансером на проведение химиотерапии с применением парентерального введения темозоломида (темодала) сотруднику органов внутренних дел Никифорову Г.А., стоимость услуг по контракту составила 825 000 руб. В соответствии с данным государственным контрактом Никифорову Г.А. в июне - июле было проведено лечение препаратом темозоломид (темодал) (л.д. 6).

15 августа 2014 г. майор полиции Никифоров Г.А. уволен со службы в органах внутренних дел с должности оперативного дежурного дежурной части по пункту 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательстве акты Российской Федерации" (в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе; в органах внутренних дел). Выслуга по состоянию на 15 августа 2014 г. составила в календарном исчислении 20 лет 5 месяцев 7 дней, в льготном - 21 год 00 месяцев 27 дней (выписка из приказа об увольнении МВД по Чувашской Республике от 15 августа 2014 г. N 979 л/с).

Никифорову Г.А. 16 августа 2014 г. назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (наименование закона указано в редакции на день назначения Никифорову Г.А. пенсии).

Согласно справке федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике - Чувашии" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 октября 2015 г. Никифорову Г.А. повторно установлена II группа инвалидности по заболеванию, полученному в период военной службы.

12 и 26 октября 2015 г. супруга Никифорова Г.А. - Никифорова Т.Н. обратилась в электронной форме в адрес МВД по Чувашской Республике о компенсации затрат на приобретение лекарственного средства темозоломид (темодал) для лечения Никифорова Г.А.

В ответ на эти обращения 30 октября 2015 г. МВД по Чувашской Республике сообщило об отказе в компенсации Никифорову Г.А. затрат на приобретение лекарственных средств, указав, что положениями законодательства не предусмотрена гарантия в виде оплаты затрат на приобретение лекарственных средств сотрудникам органов внутренних дел либо гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел. В случае несогласия с принятым решением предложено обратиться за его обжалованием в суд.

8 декабря 2015 г. Никифорова Т.Н. вновь обратилась в МВД России с заявлением по вопросу компенсации затрат на лечение Никифорова Г.А.

Письмом Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению Управления медицинского обеспечения МВД России от 23 декабря 2015 г. Никифорова Т.Н. была проинформирована о том, что возмещение финансовых затрат (за счет МВД России) лицам, самостоятельно оплатившим лечение, действующими нормативными актами не предусмотрено.

27 ноября 2016 г. Никифоров Г.А. обратился с заявлением на имя Министра внутренних дел Российской Федерации с заявлением о рассмотрении вопроса о компенсации средств, потраченных им на приобретение лекарственных средств 7 и 8 мая 2014 г., которое не было удовлетворено.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Никифорова Г.А. о возмещении расходов на лечение в размере 224 650 руб., суд первой инстанции, ссылаясь на положения части 1 статьи 45 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1232 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения", исходил из отсутствия у МВД России правовых оснований для возмещения Никифорову Г.А. расходов на лечение, поскольку он не проходил службу в центральном аппарате МВД России, МВД России не являлось его работодателем, Никифоров Г.А. являлся сотрудником МВД по Чувашской Республике с постоянным местом жительства в Чувашской Республике. При этом суд первой инстанции полагал, что истец вправе с подобными требованиями обратиться к территориальному органу внутренних дел по Чувашской Республике, а в случае отказа - в суд по месту нахождения данного органа за защитой своих прав.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что действующим законодательством не предусмотрено возмещение сотруднику органов внутренних дел расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (в редакции, действующей на момент обращения Никифорова Г.А. с рапортом об обеспечении его лекарственным средством - 7 мая 2014 г., далее положения нормативных правовых актов приводятся в редакции, действующей на указанную дату) медицинское обеспечение сотрудника полиции осуществляется в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в иных медицинских организациях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 45 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Отношения, связанные в том числе с медицинским обеспечением сотрудников органов внутренних дел (далее - сотрудник), граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 Закона; далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что сотрудник имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты в организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1232 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения" утверждены Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям (далее - Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, Правила).

Названные правила определяют порядок оказания медицинской помощи в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации), за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации при отсутствии по их месту службы, месту жительства или иному месту нахождения медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования, в том числе при наличии медицинских показаний для оказания экстренной медицинской помощи (пункт 1 Правил).

Расходы на оказание медицинской помощи сотрудникам возмещаются медицинским организациям территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, где проходят службу (проживают) сотрудники (далее - орган), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медицинской организации) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между органом и медицинской организацией в соответствии с примерной формой согласно приложению (далее - договор). Основанием для заключения договора является обращение руководителей Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов, подразделений, организаций и служб в адрес руководителя соответствующего органа о необходимости его заключения в отношении сотрудников, проходящих службу в указанных органах внутренних дел Российской Федерации (пункт 2 Правил).

Направление сотрудников на плановое лечение или обследование (освидетельствование) в медицинские организации осуществляется медицинской организацией Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющей медицинское обслуживание прикрепленных к ней сотрудников. О направлении сотрудников на плановое лечение или обследование (освидетельствование) медицинские организации Министерства внутренних дел Российской Федерации уведомляют соответствующий орган, который заключил договор с медицинской организацией (пункт 3 Правил).

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что медицинская организация в течение 5 дней после завершения стационарного или амбулаторного лечения либо обследования (освидетельствования) сотрудника оформляет выписку из медицинской карты стационарного (амбулаторного) больного с указанием кодифицированного диагноза в соответствии с международной классификацией болезней, счет-фактуру в связи с оказанием медицинской помощи и направляет их в соответствующий орган, с которым заключен договор. Указанные документы представляются 1 раз в месяц, не позднее 20-го числа, в отношении всех прошедших лечение в этот период сотрудников. Одновременно медицинская организация информирует территориальный фонд обязательного медицинского страхования о факте лечения в медицинской организации сотрудников и о возмещении органом расходов на оказание сотрудникам медицинской помощи.

Возмещение органом расходов в связи с оказанием медицинской помощи по экстренным медицинским показаниям сотрудникам (в том числе находящимся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях) медицинской организации, с которой не заключен договор, осуществляется на основании документов, указанных в пункте 4 Правил, представляемых медицинской организацией в орган (пункт 6 Правил).

Из изложенных норм права, регулирующих медицинское обеспечение сотрудников органов внутренних дел, следует, что:

1) законом предусмотрено право сотрудника на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

2) в случае отсутствия возможности оказания сотруднику медицинской помощи в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения. Механизм реализации этого права предусмотрен Правилами оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, согласно которому медицинская помощь оказывается сотруднику в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинской организацией;

3) по экстренным медицинским показаниям медицинская помощь сотрудникам оказывается организацией государственной или муниципальной системы здравоохранения и при отсутствии заключенного между территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинской организацией договора, включая бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты;

4) расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Содержание приведенных нормативных положений, определяющих в том числе порядок бесплатного обеспечения лекарственными препаратами сотрудников органов внутренних дел для оказания медицинской помощи по рецептам на лекарственные препараты, судами первой и апелляционной инстанций истолковано неправильно, без учета характера спорных правоотношений, касающихся социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел, вследствие чего судебные инстанции пришли к ошибочному выводу об отсутствии правовых оснований для возмещения расходов, понесенных Никифоровым Г.А. за счет собственных средств на приобретение лекарственного препарата.

Судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание, что необходимость срочного обеспечения Никифорова Г.А. в мае 2014 г. лекарственным препаратом была обусловлена рекомендацией, содержащейся в заключении врачебной комиссии бюджетного учреждения "Республиканский клинический онкологический диспансер" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. В результате непринятия МВД по Чувашской Республике и МВД России в лице соответствующего подразделения неотложных мер по обеспечению Никифорова Г.А. жизненно необходимым ему лекарственным препаратом для проведения первого курса лечения он был вынужден приобрести данный лекарственный препарат самостоятельно за счет собственных средств, что привело к нарушению его права на бесплатную медицинскую помощь в объеме, гарантированном сотрудникам органов внутренних дел Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ и Правилами оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения и, как следствие, к причинению Никифорову Г.А. убытков в размере 224 650 руб.

Поскольку предусмотренный действующим правовым регулированием механизм получения сотрудником органов внутренних дел бесплатной медицинской помощи в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, включая бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, в отношении Никифорова Г.А., нуждавшегося в экстренной медицинской помощи, реализован не был и он понес расходы на приобретение необходимого ему лекарственного препарата, то в возмещении этих расходов ему не может быть отказано. Иное противоречило бы сути предусмотренных Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, наделенных особым правовым статусом и выполняющих конституционно значимые функции, а также характеру обязанностей государства по отношению к ним.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Потраченные Никифоровым Г.А. 7 и 8 мая 2014 г. денежные средства в размере 224 650 руб. на покупку лекарственного средства темозоломида (темодала) относятся к его убыткам в форме реального ущерба. Неоднократные обращения Никифорова Г.А. и его супруги Никифоровой Т.Н. в адрес МВД по Чувашской Республике и МВД России с просьбой о компенсации им этих расходов в добровольном порядке органами внутренних дел удовлетворены не были.

Исходя из характера спорных правоотношений возмещение Никифорову Г.А. денежных средств, израсходованных на покупку лекарственного препарата, которым его должны были обеспечить бесплатно, то есть убытков на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, является надлежащим способом защиты нарушенного права, направленным на восстановление имущественного положения Никифорова Г.А., существовавшего до его нарушения.

В связи с тем, что в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел - МВД России, денежные средства, потраченные на покупку лекарственного препарата для лечения Никифорова Г.А., подлежат взысканию с МВД России в пользу Никифоровой Т.Н. как процессуального правопреемника Никифорова Г.А. Что касается Министерства финансов Российской Федерации, то в спорных отношениях оно не является надлежащим ответчиком по делу.

Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Никифоровой Т.Н. о компенсации расходов на лечение нельзя признать законными. Данные выводы сделаны с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 октября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 декабря 2017 г. и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении исковых требований Никифоровой Т.Н. к МВД России и об отказе в удовлетворении ее исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 октября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 декабря 2017 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования Никифоровой Татьяны Николаевны к Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании расходов на лечение. Возложить на Министерство внутренних дел Российской Федерации обязанность выплатить Никифоровой Татьяне Николаевне денежные средства размере 224 650 (двухсот двадцати четырех тысяч шестисот пятидесяти) руб., потраченные на приобретение лекарственного препарата для Никифорова Георгия Александровича.

В удовлетворении исковых требований Никифоровой Татьяны Николаевны к Министерству финансов Российской Федерации отказать.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления