Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 10.12.2018 N 309-ЭС18-19939 по делу N А60-54937/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 декабря 2018 г. N 309-ЭС18-19939

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.02.2018 (судья Биндер А.Г.), постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2018 (судьи Муталлиева И.О., Балдин Р.А., Кощеева М.Н.) и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.08.2018 (судьи Оденцова Ю.А., Шершон Н.В., Плетнева В.В.) по делу N А60-54937/2017,

установил:

Ассоциация "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" (далее - ассоциация "НОСТРОЙ", ассоциация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к союзу саморегулируемой организации "Региональная строительная ассоциация" (далее - союз "РЕСТРА", союз) об обязании передать заверенную копию реестра членов союза на дату исключения сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Реестр СРО); обязании передать 1333 дела в отношении лиц, являвшихся членами и прекративших членство, а также о взыскании денежных средств в общей сумме 324 796 887 рублей 36 копеек.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.02.2018, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2018 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 10.08.2018, иск удовлетворен частично: союз "РЕСТРА" обязан в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу передать ассоциации "НОСТРОЙ" заверенную копию реестра членов союза на дату исключения сведений о союзе из Реестра СРО, а также все дела в отношении лиц, являвшихся членами и прекративших членство в союзе "РЕСТРА"; в удовлетворении иска в остальной части отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, направив дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, а также существенное нарушение норм материального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что выводы судов о размере компенсационного фонда не соответствуют обстоятельствам дела и основаны только на доводах ответчика о том, что, согласно проверке Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 11.08.2017, документально подтвержденный размер компенсационного фонда союза составляет 129 554 523 рубля 98 копеек, в то время как данный размер компенсационного фонда является неверным; исходя из сведений о численности членов союза (1367 членов), явившихся основанием для его исключения из Реестра СРО, подтвержденных представленным в дело реестром членов союза от 15.08.2017, подписанным с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи и соответствующим дате исключения сведений о союзе из Реестра СРО, размер компенсационного фонда должен составлять 457 950 000 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.

Как следует из обжалуемых актов, в период с 24.12.2009 по 15.08.2017 союз "РЕСТРА" являлся саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, обладающей правом выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с положениями части 6 статьи 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и части 12 статьи 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), на основании приказа Ростехнадзора от 15.08.2017 N СП-79, сведения о союзе "РЕСТРА" 15.08.2017 исключены из Реестра СРО.

В связи с утратой статуса саморегулируемой организации у союза "РЕСТРА" возникла обязанность передать в ассоциацию заверенную копию реестра и дела членов союза, а также перечислить на специальный банковский счет ассоциации средства компенсационного фонда союза.

Ассоциацией "НОСТРОЙ" 23.08.2017 зарегистрировано уведомление Ростехнадзора N 01-15457/17 об исключении сведений о союзе из Реестра СРО, после чего в порядке, предусмотренном пунктом 3 Приказа Минстроя России от 08.09.2015 N 643/пр "Об утверждении порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций", ассоциация направила в адрес союза "РЕСТРА" письмо от 24.08.2017 N 03-02/1-7985/17, содержащее требование о передаче заверенной копии реестра членов союза на дату исключения сведений о союзе "РЕСТРА" из Реестра СРО.

Союз "РЕСТРА" платежными поручениями от 29.08.2017 N 000001, от 30.08.2017 N 000002, от 30.08.2017 N 000003, от 13.10.2017 N 000001 перечислил на банковский счет ассоциации "НОСТРОЙ" денежные средства, составляющие компенсационный фонд, в сумме 138 253 112 рублей 64 копейки, которые получены ассоциацией.

Между тем, по мнению ассоциации, обязанности по передаче копии реестра и дел, а также средств компенсационного фонда в полном объеме союзом "РЕСТРА" не исполнены, в связи с чем ассоциация "НОСТРОЙ" обратилась в арбитражный суд с настоящим иском об обязании союза "РЕСТРА" передать ассоциации копии реестра и дел членов союза, а также перечислить средства компенсационного фонда в полном объеме.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 55.4, 55.6, 55.16, 55.17 Градостроительного кодекса, статьей 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", суды отказали в удовлетворении требований в части взыскания денежных средств, придя к мотивированным выводам, что денежные средства в сумме 138 253 112 рублей 64 копеек, которые, как было установлено Ростехнадзором на основании анализа соответствующих банковских выписок о движении денежных средств по счетам союза, поступили в союз "РЕСТРА" в качестве взносов, были в полном объеме перечислены на счета ассоциации "НОСТРОЙ".

Судебные инстанции исходили из того, что формирование компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств предусмотрено только в случае поступления соответствующих заявлений от участников саморегулируемой организации.

Решение о формировании такого фонда было принято обществом "РЕСТРА" 29.06.2016 после поступления соответствующих заявлений от участников и 26.08.2016 было утверждено на общем собрании участников союза, что подтверждается соответствующими протоколами, согласно которым, членами союза на указанный момент являлись 482 организации.

В соответствии с изменениями градостроительного законодательства, компенсационный фонд союза "РЕСТРА" был реформирован в компенсационные фонды возмещения вреда и договорных обязательств, и взносы вышедших и исключенных из союза членов были направлены в компенсационный фонд договорных обязательств, а взносы действующих членов направлены в компенсационный фонд возмещения вреда.

Денежные средства в сумме 138 253 112 рублей 64 копейки, которые поступили в союз "РЕСТРА" в качестве взносов в названные фонды, были в полном объеме перечислены на счета ассоциации "НОСТРОЙ". Актом проверки Ростехнадзором союза "РЕСТРА" от 11.08.2017, составленным по результатам анализа движения денежных средств по счетам союза и исследования документов, подтверждающих членство в союзе, установлено, что документально подтвержденный размер компенсационного фонда союза, непосредственно предшествовавшей исключению союза из Реестра СРО, составляет 129 554 523 рубля 98 копеек; согласно реестру членов союза "РЕСТРА", членами союза на указанный момент являются 378 организаций, совокупный размер взносов которых составляет 138 550 000 рублей.

Реестр членов союза от 15.08.2017, на который ссылается ассоциация, фактически представляет собой совокупный и ретроспективный перечень всех членов, включая исключенных из союза за неуплату соответствующих взносов, за период с момента начала его деятельности в 2010 году и до 2017 года, содержит информацию о том, какие именно организации и когда вступали в союз и были исключены из него, в том числе за неуплату взносов за все время деятельности союза, а также информацию о том, какие именно взносы и в каком размере они должны были уплатить союзу, при этом сведения о фактически уплаченных членами союза взносов в названном реестре отсутствуют.

Судебными инстанциями отмечено, что ассоциация в обоснование иска ссылалась лишь на то, что денежные средства в названной сумме, по ее мнению, должны были быть перечислены союзу, исходя из количества всех членов союза за все время его существования, в то время как информацией о реальных перечислениях членами союза соответствующих взносов ассоциация не обладает, при том, что многие члены союза были исключены из его состава именно за неуплату взносов.

Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

отказать в передаче кассационной жалобы Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

Н.С.ЧУЧУНОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления