ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 10 ноября 2016 г. N 73-АПГ16-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 ноября 2015 г. N 2/105 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ОАО "РЖД" (Улан-Удэнский территориальный участок Восточно-Сибирской Дирекции по тепловодоснабжению) в МО ГО "Город Улан-Удэ" (котельные ст. Медведчиково, ст. Тальцы, школы-интерната N 22), в МО ГП "Бабушкинское" Кабанского района (котельная ст. Мысовая), в МО ГП "Селенгинское" Кабанского района (котельная ст. Селенга), в МО ГП "Наушкинское" Кяхтинского района (котельная ст. Наушки)" в части и об обязании РСТ РБ установить новые тарифы, по апелляционной жалобе Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия и по апелляционному представлению прокурора прокуратуры Республики Бурятия на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 23 июня 2016 г., которым заявление частично удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителей административного истца Попрядухина А.А. и Быкова Т.А., представителя Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия Барышевой А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Верховный Суд Бурятской Республики с административным исковым заявлением (уточненным в процессе рассмотрения дела) о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 ноября 2015 г. N 2/105 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ОАО "РЖД" (Улан-Удэнский территориальный участок Восточно-Сибирской Дирекции по тепловодоснабжению) в МО ГО "Город Улан-Удэ" (котельные ст. Медведчиково, ст. Тальцы, школы-интерната N 22), в МО ГП "Бабушкинское" Кабанского района (котельная ст. Мысовая), в МО ГП "Селенгинское" Кабанского района (котельная ст. Селенга), в МО ГП "Наушкинское" Кяхтинского района (котельная ст. Наушки)" в части приложений N 5 и N 6 к приказу и об обязании Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия установить новые тарифы.
Решением Верховного Суда Бурятской Республики от 23 июня 2016 г. заявление удовлетворено в части признания недействующими приложений N 5 и N 6 к приказу Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 ноября 2015 г. N 2/105.
Не согласившись с решением суда, Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия обратилась с апелляционной жалобой, а также с апелляционным представлением обратился прокурор прокуратуры Республики Бурятия в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, в которых просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Относительно апелляционной жалобы ОАО "РЖД" представлен отзыв.
Представители прокуратуры Бурятской Республики в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным на осуществление государственного регулирования тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия, а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия, в соответствии с пунктом 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 февраля 2005 г. N 29.
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 ноября 2015 г. N 2/105 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ОАО "РЖД" (Улан-Удэнский территориальный участок Восточно-Сибирской Дирекции по тепловодоснабжению) в МО ГО "Город Улан-Удэ" (котельные ст. Медведчиково, ст. Тальцы, школы-интерната N 22), в МО ГП "Бабушкинское" Кабанского района (котельная ст. Мысовая), в МО ГП "Селенгинское" Кабанского района (котельная ст. Селенга), в МО ГП "Наушкинское" Кяхтинского района (котельная ст. Наушки)" установлены тарифы на тепловую энергию, предоставляемую Улан-Удэнским территориальным участком согласно приложениям.
В приложении N 5 к приказу установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ОАО "РЖД" (Улан-Удэнский территориальный участок Восточно-Сибирской Дирекции по тепловодоснабжению) в МО ГП "Бабушкинское" Кабанского района (котельная ст. Мысовая).
В приложении N 6 к приказу установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ОАО "РЖД" (Улан-Удэнский территориальный участок Восточно-Сибирской Дирекции по тепловодоснабжению) в МО ГП "Наушкинское" Кяхтинского района (котельная ст. Наушки).
Данный приказ является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом и опубликованным на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 2 декабря 2015 г.
Согласно пункту 3 приказа он вступает в силу со дня его официального опубликования и действует по 31 декабря 2018 г.
Административный истец оспаривает приложения N 5 и N 6 приказа поскольку полагает, что при утверждении тарифов необоснованно органом регулирования не учтены расходы ОАО "РЖД".
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что тарифному органу при принятии решения об установлении тарифов следовало запросить у общества необходимые сведения, подтверждающие экономическую необходимость включения в тариф представленных расходов ОАО "РЖД" на электрическую энергию.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) государственному регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
В целях реализации положений Закона о теплоснабжении в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов)).
К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов (абзац 3 подпункта "б" пункта 4 Основ ценообразования).
Согласно пункту 13 и пункту 15 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, регулируемая организация представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. Предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод индексации установленных тарифов.
Долгосрочные тарифы рассчитываются с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов согласно пункту 18 Основ ценообразования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "РЖД" 29 апреля 2015 г. обратилось с РСТ РБ с заявлениями об установлении метода регулирования и открытия дела по установлению тарифа на тепловую энергию, предоставляемую Улан-Удэнским территориальным участком в МО Наушкинское по котельной вокзала ст. Наушки на 2016 г. и в МО Бабушкинское по котельной детского сада ст. Мысовая на 2016 г. методом долгосрочной индексации.
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 ноября 2015 г. N 2/105 установлены тарифы на период 2016 - 2018 годов методом индексации установленных тарифов. В расчете тарифов на 2016 год применен метод экономически обоснованных расходов.
При установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) указанных в приложении N 5 к приказу поставляемую потребителям общества в МО ГП "Бабаушкинское" Кабанского района (котельная детского сада ст. Мысовая) действующие с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. органом регулирования отказано ОАО "РЖД" во включении в тарифы экономически необоснованных расходов по статье: "расходы на электрическую энергию" на сумму 294,0 тыс. руб. Тарифным органом применен удельный расход электрической энергии на уровне установленном в тарифе на 2015 год, в связи с отсутствием перечня установленного оборудования.
Из материалов дела следует, что удельный расход электрической энергии принят регулирующим органом на уровне, установленном при расчете тарифа на 2015 г., поскольку расходы за 2014 год не подтверждены.
Стоимость электрической энергии принята по предложению предприятия на основании представленных счетов-фактур.
Согласно пункту 27 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. N 760-э, расходы на приобретение энергетических ресурсов рассчитываются исходя из объема потребленного энергетического ресурса (электрической энергии) и плановой стоимости покупки единицы энергетического ресурса.
В соответствии с пунктом 6.1.1 Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем Российской Федерации от 12 августа 2003 г., расчет объема потребленной электрической энергии производится отдельно по каждому установленному оборудованию.
На основании приведенных положений, поскольку обществом не представлен перечень установленного оборудования, произвести расчет необходимого объема электрической энергии органу регулирования не представилось возможным. Тарифный орган правомерно исключил из тарифа экономически необоснованные расходы, в связи с отсутствием перечня установленного оборудования.
При установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) указанных в приложении N 6 к приказу поставляемую потребителям общества в МО ГП "Наушкинское" Кяхтинского района (котельная вокзала ст. Наушки) органом регулирования отказано обществу во включении в тарифы экономически необоснованных расходов на оплату труда и социальные нужды штатной единицы крановщика на сумму 425,574 тыс. руб. (326,862 тыс. руб. заработная плата, 98,712 тыс. руб. отчисления на социальные нужды). В связи с исключением расходов на оплату труда крановщика были исключены накладные расходы на заработную плату дирекции на сумму 1102,788 тыс. руб. (846,995 тыс. руб. заработная плата, 255,793 тыс. руб. отчисления на социальные нужды), ввиду того, что данные расходы распределяются пропорционально заработной плате основного производственного персонала. В итоге по статье заработная плата тарифным органом исключены расходы на сумму 1 528,365 тыс. руб.
В предложении организации на 2015 год, а именно в расчете фонда оплаты труда по котельной ст. Наушки, в расшифровке к калькуляции стоимости производства Гкалории тепловой энергии отсутствовала ставка крановщика. Обществом на 2015 год в материалы дела приложен расчет нормативной численности на обслуживание котельной ст. Наушки на основании "Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства" утвержденные приказом Госстроя РФ от 22 марта 1999 N 65 в котором, также отсутствует ставка крановщика.
Из представленных в дело документов, невозможно определить на какой станции имеется кран. Расходы на обслуживание и содержание крана, в том числе на ГСМ, обществом заявлены не были.
Таким образом, включение в тариф затрат на оплату услуг крановщика возможно только при наличии экономического обоснования исходя из количества вагонов, времени на разгрузку и стоимости машино-часа. Предлагаемые обществом расходы для включения в расчет тарифов, являются экономически необоснованными.
Довод общества об обязанности органа регулирования истребовать у него дополнительные сведения, является необоснованным, поскольку такая обязанность, возложена на регулируемую организацию.
На основании изложенного Судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 23 июня 2016 г. отменить.
В удовлетворении заявленных требований акционерного общества "Российские железные дороги" о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 ноября 2015 г. N 2/105 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ОАО "РЖД" (Улан-Удэнский территориальный участок Восточно-Сибирской Дирекции по тепловодоснабжению) в МО ГО "Город Улан-Удэ" (котельные ст. Медведчиково, ст. Тальцы, школы-интерната N 22), в МО ГП "Бабушкинское" Кабанского района (котельная ст. Мысовая), в МО ГП "Селенгинское" Кабанского района (котельная ст. Селенга), в МО ГП "Наушкинское" Кяхтинского района (котельная ст. Наушки)" в части приложений N 5 и N 6 к приказу и об обязании Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия установить новые тарифы со дня принятия настоящего определения отказать.
------------------------------------------------------------------