Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 10.09.2019 N 305-ЭС19-14463 по делу N А40-102463/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 сентября 2019 г. N 305-ЭС19-14463

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев кассационную жалобу Государственного казенного учреждения города Москвы - Центра организации дорожного движения Правительства Москвы от 16.07.2019 N 01-02-5728/8 и Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.08.2018 по делу N А40-102463/2018, на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.05.2019 по тому же делу

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Евразия XXI" (далее - общество) к Департаменту развития новых территорий города Москвы (далее - департамент развития), Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее - департамент транспорта) о признании незаконными уведомления департамента развития от 24.01.2018 N ДРНТ-2-286/8 и пунктов 6.8 и 6.8.1 протокола заседания Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств на улично-дорожной сети города Москвы и проектов организации дорожного движения (далее - комиссия) от 17.11.2017 N 17-49-45/7,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное казенное учреждение города Москвы - Центр организации дорожного движения Правительства Москвы (далее - учреждение),

установила:

решением Арбитражного суда города Москвы от 20.08.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2018 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16.05.2019, требования удовлетворены в части признания незаконными пунктов 6.8, 6.8.1 протокола заседания комиссии от 17.11.2017 N 17-49-45/7. В части требования о признании незаконным уведомления департамента развития от 24.01.2018 N ДРНТ-2-286/8 производство по делу прекращено.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, департамент транспорта и учреждение просят отменить принятые судебные акты, указывая на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалоб отсутствуют.

Судами установлено, что оспариваемыми пунктами протокола комиссии согласовано закрытие подъезда с МКАД к объекту, принадлежащему обществу - нежилому зданию пл. 592,4 кв. м, расположенному по адресу: г. Москва, МКАД, 23 км, д. 6.

Оспариваемым уведомлением обществу сообщили о закрытии с 15.01.2018 существующего въезда-выезда с основного хода МКАД (23 км, внутренняя сторона).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Прекращая производство по делу в части требования о признании недействительным уведомления от 24.01.2018 N ДРНТ-2-286/8, суды указали, что указанное письмо носит информационный характер, не ограничивает каким-либо образом права заявителя.

Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Кодекса, положениями Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), Положением о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15.02.2011 N 32-ПП, Постановлением Правительства Москвы от 09.12.2014 N 723-ПП "О порядке введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств на улично-дорожной сети города Москвы", суды пришли к выводу о наличии оснований для признания незаконными пунктов 6.8., 6.8.1 протокола комиссии.

Суды, проанализировав положения Закона N 257-ФЗ, сделали вывод о том, что на владельца объекта дорожного сервиса возложена обязанность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, а также переходно-скоростных полос. При этом подъезды и съезды к автомобильной дороге должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами в случае примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге.

Между тем суды установили, что спорное здание, принадлежащее обществу, не относится к объектам дорожного сервиса в силу пункта 13 статьи 3 Закона N 257-ФЗ, не расположено в пределах полосы отвода автомобильной дороги, в связи с чем на него не распространяются правила, обусловленные размещением такого объекта именно в полосе отвода автомобильной дороги.

При таких обстоятельствах, суды пришли к выводу о том, что в данном случае отсутствует установленная законом необходимость оборудования переходно-скоростных полос для подъезда к спорному строению. Так же судами указано на то, что спорное решение комиссии влечет прекращение предпринимательской деятельности общества. Доказательств того, что возможен альтернативный подъезд к зданию, судам не представлено.

Довод департамента транспорта о том, что протокол комиссии не затрагивает права общества в сфере экономической деятельности, судами отклонен, поскольку перекрытие подъезда с МКАД при отсутствии альтернативных подъездов, нарушает гарантированное статьями 34 и 35 Конституции Российской Федерации право собственности и право на осуществление предпринимательской деятельности, лишая общество права использовать принадлежащее ему недвижимое имущество по своему усмотрению.

При этом суды, указали, учитывая полномочия комиссии, указали, что ее решение о согласовании закрытия подъезда со МКАД имеет признаки властно-распорядительного характера, является обязательным для последующего исполнения, в связи с чем подлежит обжалованию в суде.

Приведенные в кассационных жалобах доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, по сути, сводятся к несогласию заявителей с выводами судов, что не может служить основанием для передачи жалоб на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определила:

отказать Государственному казенному учреждению города Москвы - Центру организации дорожного движения Правительства Москвы и Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

М.В.ПРОНИНА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления