Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 10.05.2017 N 308-КГ17-4024 по делу N А61-1146/2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 мая 2017 г. N 308-КГ17-4024

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу администрации местного самоуправления города Владикавказа на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.02.2017 по делу N А61-1146/2016,

установил:

Администрация местного самоуправления города Владикавказа (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилье 2010" (далее - общество, ООО "Жилье 2010") о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.01.2013 по 05.04.2015 в размере 8 215 251 рубля 37 копеек и пеню за несвоевременную оплату аренды в размере 1 480 391 рубля 51 копейки.

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.08.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2016, исковые требования удовлетворены.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 06.02.2017 отменил решение от 01.08.2016, постановление от 26.10.2016 и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, администрация просит отменить постановление от 06.02.2017 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 01.08.2016, постановление апелляционного суда от 26.10.2016.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка внесения, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" единая методика расчета ставок арендной платы для всех публичных земель не утверждалась, как и предельный размер арендной платы для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, собственность субъектов РФ и государственная собственность на которые не разграничена.

По мнению Администрации, при расчете арендной платы следует руководствоваться действующим региональным нормативным актом, принятым в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятого по делу судебного акта оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из судебных актов, на основании пунктов 26, 27 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), постановления администрации от 11.02.2010 N 129, протокола об итогах несостоявшегося аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от 06.04.2010 N 1, администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 14.04.2010 N 3289 "а" аренды земельного участка из земель населенных пунктов, общей площадью 29,7655 га, с кадастровым номером 15:09:0302002:41, находящийся по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, в квартале между ул. Московская, пр. Доватора, ул. Х. Мамсурова, ул. Барбашова, для комплексного освоения в целях жилищного строительства (этажность не более 4-х; далее - земельный участок). Срок аренды участка установлен с 14.04.2010 по 14.04.2013.

В соответствии с разделом 3 договора размер годовой арендной платы определен на основании отчета общества с ограниченной ответственностью "Риэлт-Оценка" от 01.02.2010 N 01/10/19 об оценке рыночно обоснованной арендной платы, протокола об итогах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (несостоявшегося) от 06.04.2010 N 1, и составляет 660 680 рублей. Размер арендной платы определен по результатам аукциона (несостоявшегося) и остается неизменным на весь период действия договора. Арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями от указанной суммы до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а за 4 квартал - не позднее 31 декабря текущего года.

За нарушение срока внесения арендной платы предусмотрено начисление пени в размере 0,05% от неуплаченной суммы арендной платы за каждый день просрочки (пункт 5.2 договора).

Из представленных в материалах дела кадастровых паспортов земельных участков следует, что являющийся предметом спорного договора аренды земельный участок с кадастровым номером 15:09:0302002:41 разделен и подлежит снятию с кадастрового учета.

В отношении земельного участка 15:09:0302002:77, одного из образованных в результате раздела спорного участка участков, обществом подписано соглашение от 08.02.2011 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенаем) с обществом с ограниченной ответственностью "Парус" (далее - ООО "Парус"). Доказательства государственной регистрации перехода права отсутствуют.

07.10.2011, со ссылкой на постановление администрации 06.10.2011 N 1758, администрация и общество заключили дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 14.04.2010 N 3289 "а", по условиям которого предметом аренды являются 7 земельных участков. Данное соглашение зарегистрировано управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания 17.11.2011.

Образованный из участка 15:09:0302002:41 земельный участок с кадастровым номером 15:09:0302002:74 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование управлению по строительству администрации постановлением от 15.03.2013 N 470. Доказательства государственной регистрации права управления по строительству администрации на земельный участок в деле отсутствуют.

15.08.2013 сторонами подписано соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 14.04.2010 N 3289 "а".

Ссылаясь на образование у ООО "Жилье 2010" задолженности по договору аренды земельного участка от 14.04.2010 N 3289 "а" за период с 01.01.2013 по 05.04.2015, осуществив расчет задолженности по арендной плате после истечения срока действия договора (с 15.04.2013) на основании постановления правительства Республики Северная Осетия-Алания от 27.12.2010 N 380, администрация обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.

При разрешении спора суды исходили из следующего.

В соответствии со статьей 614 Гражданского кодекса, пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса размер арендной платы за пользование земельным участком, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).

По общему правилу, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен. Порядок определения размера, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса в действующей до 1 марта 2015 года редакции, статья 39.7 Земельного кодекса в действующей с 1 марта 2015 года редакции, пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса, пункты 16, 19 постановления Пленума N 73).

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции Постановления от 25.01.2013 N 13) разъяснено, что по смыслу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, признал обоснованность заявленных администрацией требований и удовлетворил иск в полном объеме.

Суд округа, отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, указал, что квалифицировав существующие между администрацией и обществом в спорный период с 01.01.2013 по 05.04.2015 правоотношения в качестве арендных, и применив к ним до 14.04.2013 условия договора от 14.04.2010 N 3289 "а", а с 15.04.2013 - регулируемую правительством Республики Северная Осетия-Алания стоимость аренды находящейся в государственной собственности земли, судебные инстанции не исследовали упомянутые администрацией постановления от 16.03.2011 N 370 и от 06.10.2011 N 1758, не проверили довод о ликвидации земельного участка с кадастровым номером 15:09:0302002:41, предоставленного обществу в аренду для комплексного освоения в целях жилищного строительства по итогам несостоявшихся 06.04.2010 торгов.

Судами не проверено соблюдение установленных пунктом 5 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (в действующей в спорный период редакции) условий при разделе участка с кадастровым номером 15:09:0302002:41, позволяющих считать его предоставленным и используемым арендатором для комплексного освоения в целях жилищного строительства, применять указанный в договоре от 14.04.2010 N 3289 "а" размер арендной платы, а равно, применять при расчете регулируемой арендной платы коэффициент по виду использования земель "для комплексного освоения в целях жилищного строительства" (0,4% от кадастровой стоимости),

Суд округа также указал на то, что судебные инстанции не исследовали и не дали оценку обстоятельствам раздела названного участка на 27 земельных участков, законность изменения дополнительным соглашением от 07.10.2011 условий заключенного по итогам несостоявшихся торгов договора аренды от 14.04.2010 N 3289 "а", путем передачи в аренду пользование обществу для комплексного освоения в целях жилищного строительства 7 участков (с кадастровыми номерами 15:09:0302002:74, 15:09:0302002:75, 15:09:0302002:76, 15:09:0302002:77, 15:09:0302002:80, 15:09:0302002:81, 15:09:0302002:82), действительность соглашения о передаче обществом прав и обязанностей арендатора ООО "Парус" в отношении участка 15:09:0302002:77, законность передачи участков 15:09:0302002:74, 15:09:0302002:75 в постоянное (бессрочное) пользование управлению строительства администрации, и даты государственной регистрации перехода (возникновения) у названных лиц прав на земельные участки, не рассмотрели вопрос о привлечении к участию в деле ООО "Парус", управления строительства администрации.

Обжалуемое постановление суда округа принято в пределах полномочий, установленных статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

отказать в передаче кассационной жалобы администрации местного самоуправления города Владикавказа для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

Н.С.ЧУЧУНОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления