ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 10 апреля 2017 г. N 308-ЭС17-3899
Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е., изучив кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.20162017 по делу N А32-24766/2016, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2016, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.01.2017 по тому же делу
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае к Общероссийской общественной организации писателей "Литературное сообщество писателей России" о признании отсутствующим права постоянного бессрочного пользования организации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304002:27 площадью 7,5 га, расположенный по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Светлая; истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304002:27 площадью 7,5 га, расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Светлая; признании права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок,
к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация г. Сочи,
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2016, исковое заявление оставлено без рассмотрения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.01.2017 судебные акты оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд пришел к выводу, что они не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Основанием для оставления иска без рассмотрения в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) явилось несоблюдение управлением претензионного порядка урегулирования спора, предусмотренного законом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 4 Кодекса (в действующей в настоящее время редакция), спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором, за исключением дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, дел о несостоятельности (банкротстве), дел по корпоративным спорам, дел о защите прав и законных интересов группы лиц, дел о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования, дел об оспаривании решений третейских судов. Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, если он установлен федеральным законом.
Судом первой инстанции 29.08.2016 управлению было предложено представить доказательства соблюдения досудебного порядка в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 128 Кодекса.
Однако управление, представив претензию от 07.09.2016 N 10/13793, направленную ответчику, доказательства ее направления не приложило, что послужило основанием к оставлению иска без рассмотрения.
Поскольку впоследствии управлением доказательства направления 10.09.2016 претензии были приложены только к поданной апелляционной жалобе, судами апелляционной и кассационной инстанций они не были правомерно приняты.
Учитывая, что направление управлением претензии осуществлено в процессе судебного разбирательства, а не до обращения с иском в суд, и это не может быть признано соблюдением досудебного порядка регулирования спора, суды обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для оставления искового заявления без рассмотрения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов всех инстанций, которые действовали в пределах предоставленных процессуальных полномочий, о несоблюдении управлением установленного порядка урегулирования спора
Ввиду отсутствия допущенных судами нарушений норм процессуального права, оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
отказать в передаче кассационной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
Е.Е.БОРИСОВА
------------------------------------------------------------------