ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 9 ноября 2020 г. N 308-ЭС20-16908
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев кассационные жалобы Министерства промышленности и транспорта Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство) на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.07.2020 по делу N А61-4668/2019 Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания
и общества с ограниченной ответственностью "Транс-Мега-Ком" (далее - общество "Транс-Мега-Ком") на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.12.2019 по делу N А61-4668/2019, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.07.2020 по тому же делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ротор" (далее - общество "Ротор", общество) к министерству о признании незаконными действий об отмене свидетельства серии 000090 N 004059 на право обслуживания городского маршрута N 22 "З. Магкаева - Международная" (далее - спорный маршрут); отмене приказа от 22.07.2019 N 106 "О прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 22 "З. Магкаева - Международная"; восстановлении свидетельства на право обслуживания спорного маршрута,
решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.07.2020, решение суда первой инстанции отменено, приказ министерства от 22.07.2019 N 106 признан недействительным. Производство по кассационной жалобе общества "Транс-Мега-Ком" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.12.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 по делу N А61-4668/2019 прекращено.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, министерство просит отменить состоявшиеся судебные акты апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество "Транс-Мега-Ком" просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалоб, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобах, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалоб отсутствуют.
Как следует из представленных материалов, общество "Ротор" имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами; общество осуществляло перевозку по спорному маршруту регулярных перевозок на основании свидетельства со сроком действия по 19.06.2021.
Приказом министерства от 22.07.2019 N 106 прекращено действие свидетельства, а также карт об осуществлении перевозок по спорному маршруту, выданных обществу, на основании пункта 7 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно в связи с неосуществлением перевозки пассажиров по маршруту более трех дней подряд в отсутствие чрезвычайной ситуации.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения общества "Ротор" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции счел, что отсутствие у общества "Ротор" путевых листов свидетельствует о невыполнении им пассажирских перевозок по спорному маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации в соответствии с выданным ему свидетельством. При этом суд сослался на статьи 20, 23 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьи 2, 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", пункт 9 приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении реквизитов и порядка заполнения путевых листов", пункты 2 - 9, 12, 16, 17 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 835н, пункты 2, 11, 28, 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7, статью 214 Трудового кодекса Российской Федерации.
Отменяя решение и удовлетворяя заявление, суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
Представленные министерством акты фиксации невыполнения обществом перевозок по спорному маршруту не являются надлежащими и достоверными доказательствами неосуществления обществом перевозок пассажиров более трех дней подряд в отсутствие чрезвычайной ситуации. Нарушения при перевозке требований законодательства, регулирующего особенности пассажирских перевозок по муниципальному маршруту (отсутствие путевых листов, медицинских осмотров (на что ссылается министерство) и другие) в рассматриваемом случае не названы законом в числе безусловно влекущих прекращение свидетельства на осуществление перевозок по муниципальному маршруту.
Суд округа согласился с выводом суда апелляционной инстанции о том, что оспариваемый приказ министерства нарушает права и законные интересы общества "Ротор".
Доводы министерства не подтверждают существенных нарушений судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального и (или) процессуального права, а направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу норм статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса в полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не входит.
Доводы общества "Транс-Мега-Ком" не могут быть приняты по внимание, поскольку производство по кассационной жалобе названного общества прекращено применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса. Обществу "Транс-Мега-Ком" разъяснено, что оно не имеет права на обжалование судебных актов, поскольку они не приняты о его правах и обязанностях; участником спорных правоотношений по настоящему делу общество "Транс-Мега-Ком" не является.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
отказать Министерству промышленности и транспорта Республики Северная Осетия-Алания и обществу с ограниченной ответственностью "Транс-Мега-Ком" в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Российской Федерации
М.В.ПРОНИНА
------------------------------------------------------------------