ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 9 сентября 2024 г. N 309-ЭС24-15240
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Администрации городского округа Среднеуральск на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2023 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.06.2024 по делу N А60-39488/2023,
общество с ограниченной ответственностью "ВМВ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации городского округа Среднеуральск (далее - администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении мероприятий по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта инженерной инфраструктуры: линейный объект - газопровод низкого давления, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Среднеуральск, д. Мурзинка, площадью (протяженностью) 6804 м, с кадастровым номером 66:62:0000000:2844; об обязании администрации в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда устранить нарушения прав и законных интересов общества путем проведения мероприятий по постановке на учет в качестве бесхозяйного указанного объекта (с учетом уточнения требования, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление муниципальным имуществом администрации городского округа Среднеуральск, акционерное общество "Газпром газораспределение Екатеринбург".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2023 требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2024 решение от 26.12.2023 отменено, в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27.06.2024 апелляционное постановление от 14.03.2024 отменено, решение от 26.12.2023 оставлено в силе; распределены судебные расходы.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда округа, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что основная цель ООО "ВМВ" отказа от права собственности на газопровод - это отсутствие заинтересованности в спорном газопроводе, а также передача права собственности на газопровод Администрации городского округа Среднеуральск для обеспечения надлежащего обслуживания газопровода.
В соответствии со статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
То есть, при постановке газопровода с кадастровым номером 66:62:0000000:2844 на учет в качестве бесхозяйного имущества, у ООО "ВМВ" не утратится обязанность по содержанию спорного газопровода, не прекратятся права и обязанности собственника в отношении спорного газопровода до приобретения права собственности Администрации городского округа Среднеуральск на газопровод с кадастровым номером 66:62:0000000:2844.
В силу пункта 2 статьи 225 Гражданского кодекса по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Исходя из указанной правовой нормы принятие в собственность спорного газопровода после постановки его на учет в качестве бесхозяйного имущества является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.
По спорному газопроводу АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" осуществляется поставка коммунальной услуги (газ) до индивидуальных жилых домов. Исходя из акта определения границ раздела собственности газораспределительной сети, газопровод и оборудование, расположенные за территорией собственника жилого дома, принадлежат АО "Газпром газораспределением Екатеринбург". Данная организация в силу своей деятельности вправе обслуживать газопровод, а также получать плату за поставку коммунальной услуги и обслуживание спорного имущества.
В силу пункта 5 статьи 225 Гражданского кодекса с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с иском о признании права собственности на них.
Поскольку на АО "Газпром газораспределение лежит обязанность по поставке коммунального ресурса-газа, а также по обслуживанию газопроводов, то именно АО "Газпром распределение Екатеринбург" может реализовать право по постановке на кадастровый учет в качестве бесхозяйного газопровода с кадастровым номером 66:62:0000000:2844.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов и установлено судами, общество является собственником газопровода низкого давления, протяженностью 6804 м с кадастровым номером 66:62:0000000:2844, расположение: Свердловская обл., г. Среднеуральск, д. Мурзинка.
Указанный газопровод обеспечивает газоснабжением частный жилой фонд, находящийся на территории городского округа Среднеуральск. Индивидуальные жилые дома не принадлежат заявителю на каком-либо праве.
Общество направило в адрес администрации уведомление от 09.03.2023, в котором отказалось от права собственности на газопровод.
Впоследствии общество вновь обратилось в администрацию с заявлением от 19.06.2023, в котором просило сообщить о проведенных мероприятиях по признанию линейного объекта бесхозяйным объектом недвижимого имущества и по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйный объект инженерной инфраструктуры.
Администрация письмом от 07.07.2023 N 01-01-31/2704 сообщила об отсутствии возможности признать объект бесхозяйным ввиду наличия в Едином государственном реестре (далее - ЕГРН) записи о частной собственности. Администрация указала на возможность обратиться в орган местного самоуправления с целью безвозмездной передачи объекта недвижимости в порядке, установленном Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Прием в собственность ГО собственности", утвержденным постановлением от 12.02.2020 N 98.
Ссылаясь на незаконное бездействие администрации, выразившееся в непроведении мероприятий по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что заявления общества от 09.03.2023, от 19.06.2023 содержат явно выраженную волю на отказ от прав собственника в отношении указанного объекта недвижимого имущества.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что действия общества направлены не на отказ от вещи по смыслу статьи 225 Гражданского кодекса, а на переложение бремени его содержания на муниципальное образование; общество свое право на отказ от права собственности путем возложения обязанности на орган местного самоуправления реализовало ненадлежащим образом, намерение собственника отказаться от права собственности на объект не влечет у органов местного самоуправления обязанности подать необходимые документы в регистрирующий орган для регистрации вещи в качестве бесхозяйной.
Суд округа отменил постановление суда апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции, правомерно исходя из следующего.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно статье 236 Гражданского кодекса гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения (пункт 1 части 2 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
На основании пункта 4 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок N 931).
На учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались (пункт 3 Порядка N 931).
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 4 Порядка N 931).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (пункт 5 Порядка N 931).
Аналогичный порядок предусмотрен Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, установленным приказом Росреестра от 15.03.2023 N П/0086.
Поскольку к компетенции органа местного самоуправления относятся вопросы местного значения, исходя из интересов населения, при выявлении бесхозяйного имущества, неосуществление надлежащего содержания которого нарушает права неопределенного круга лиц, орган местного самоуправления обязан принять меры для выявления его собственника, а при невозможности - обеспечить постановку имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Общество направило в адрес администрации уведомление от 09.03.2023 об отказе от права собственности на объекты капитального строительства, в котором указало на наличие у него права на отказ от права собственности на принадлежащее ему имущество. Общество уведомило об обращении с заявлением в регистрирующий орган с заявлением о внесении в ЕГРН записи о прекращении права собственности на газопровод в связи с отказом от права собственности в порядке статьи 236 Гражданского кодекса. Заявитель просил с учетом степени опасности объекта, обеспечением газом неограниченного круга лиц по газопроводу и возникновением права собственности органа местного самоуправления при отказе собственника от права собственности на него, принять меры к сохранности газопровода и его функционированию, обслуживанию его специализирующей организацией.
Впоследствии общество вновь обратилось в администрацию с заявлением от 19.06.2023, в котором просило сообщить о проведенных мероприятиях по признанию линейного объекта бесхозяйным объектом недвижимого имущества и по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйный объект инженерной инфраструктуры.
Суд округа признал обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что заявления общества от 09.03.2023, от 19.06.2023 содержат явно выраженную волю на отказ от прав собственника в отношении указанного объекта недвижимого имущества; общество надлежащим образом реализовало предусмотренное статьями 235, 236 Гражданского кодекса право на отказ от права собственности на это имущество, правомочия собственника (владельца) этого имущества никто не осуществляет.
Администрация, получив заявление общества, не совершила должных действий по принятию данного имущества на учет как бесхозяйного, чем допустила незаконное бездействие.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
Отказать в передаче кассационной жалобы Администрации городского округа Среднеуральск для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА
------------------------------------------------------------------