Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 09.08.2018 N 45-АПГ18-12

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 августа 2018 г. N 45-АПГ18-12

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Александрова В.Н.

судей Зинченко И.Н., Нефедова О.Н.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Птицефабрика "Свердловская" о признании не действующим приказа министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 29 июня 2017 г. N 704-П "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" в части включения земельного участка с кадастровым номером 66:41:0610002:7 в территориальную зону Ж-1.1 (зона индивидуальных жилых домов усадебного типа) по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Птицефабрика "Свердловская" на решение Свердловского областного суда от 2 февраля 2018 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя ОАО "Птицефабрика "Свердловская" Гочикова Р.О. и Сурина К.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

открытое акционерное общество "Птицефабрика "Свердловская" (далее - ОАО "Птицефабрика "Свердловская") обратилось с заявлением в суд о признании не действующим приказа министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 29 июня 2017 г. N 704-П "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" в части включения земельного участка с кадастровым номером 66:41:0610002:7 в территориальную зону Ж-1.1 (зона индивидуальных жилых домов усадебного типа).

Решением Свердловского Алтайского краевого суда от 2 февраля 2018 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с решением суда, ОАО "Птицефабрика "Свердловская" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт, как принятый с нарушением норм материального права. Административный истец полагает, что оспариваемый акт нарушает его права как налогоплательщика, поскольку включение земельного участка в территориальную зону Ж-1.1 (зона индивидуальных жилых домов усадебного типа) приводит к увеличению налоговой ставки при уплате земельного налога.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Свердловской области представлены возражения.

В судебное заседание представители министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, администрации города Екатеринбурга, Екатеринбургской городской Думы, прокуратуры Свердловской области не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов городского округа и правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения.

В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с Законом Свердловской области от 12 октября 2015 г. N 111-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области" к полномочиям министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее - министерства) отнесены, в том числе и по утверждению Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Екатеринбург", включая подготовку проекта таких правил, внесение изменений в эти правила и совершение иных действий, предусмотренных федеральным законом.

Приказом министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 29 июня 2017 г. N 704-П "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - муниципального образования, официально опубликованный на сайте www.pravo.gov66.ru 30 июня 2017 г.

Согласно материалам дела ОАО "Птицефабрика "Свердловская" является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:0610002:7, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Октябрьский район, жилой район птицефабрика в границах улиц Варшавской, Сажинской, Трубачева, Чистой, переулков Добрянского, Слободского, 37, площадью 16 064 кв. м, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: под здания и сооружения комплекса водоснабжения.

На земельном участке располагается артезианская скважина, вода из которой предназначена для поения сельскохозяйственной птицы. Общество имеет лицензию на пользование недрами до 31 января 2030 г. серии СВЕ N 03402 "На добычу подземных вод на водозаборном участке одиночными скважинами N 2, 3, 4 (4640), 5 (5103), 7 (7495), 8 (7911) для производственно-технического водоснабжения предприятия на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и осуществляет деятельность на земельном участке как сельскохозяйственный производитель, уплачивает Единый сельскохозяйственный налог.

Указанный земельный участок согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" находится в территориальной зоне Ж-1.1 (зона индивидуальных жилых домов усадебного типа). Данная территориальная зона в соответствии со статьей 25 Правил землепользования и застройки выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых кварталов из преимущественно отдельно стоящих индивидуальных жилых домов усадебного (загородного) типа, как правило, с локальными источниками инженерного обеспечения. Территория в местоположении земельного участка занята индивидуальными жилыми домами.

В соответствии с картой функциональных зон городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" в период до 2015 года, утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 6 июля 2004 г. N 60/1 (в редакции от 24 ноября 2015 г. N 52/42) земельный участок общества входит в состав функциональной зоны резервных территорий для размещения многоэтажной, среднеэтажной застройки, общественно-деловых зон.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что расположение земельного участка в территориальной зоне Ж-1.1 (зона индивидуальных жилых домов усадебного типа) соответствует функциональной зоне установленной Генеральным планом муниципального образования, что не противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).

Согласно части 11 статьи 9 Градостроительного кодекса генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса).

Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

В силу части 12 статьи 9 Градостроительного кодекса утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Правовой режим определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки.

В силу требований части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с нормами статьи 1, статей 34 и 35 Градостроительного кодекса, пункта 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. N 150.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.

Между тем частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Согласно материалам дела территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером 66:41:0610002:7 отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне.

Функциональная зона, в которой расположен земельный участок, предполагает развитие территории многоэтажного, среднеэтажного строительства до 2025 года, поэтому положения Правил землепользования и застройки, устанавливающие для земельного участка в составе территориальной зоны Ж-1.1 - зоны индивидуальных жилых домов усадебного типа, с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (застройка территории индивидуальными жилыми домами) не противоречат требованиям градостроительного законодательства.

Таким образом, Правила землепользования и застройки муниципального образования не противоречат в оспариваемой части действующему законодательству.

Довод административного истца о том, что оспариваемый акт нарушает его права как налогоплательщика, поскольку включение земельного участка территориальную зону Ж-1.1 (зону индивидуальных жилых домов усадебного типа) приводит к увеличению налоговой ставки при уплате земельного налога не влияет на правильность принятого решения.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

решение Свердловского областного суда от 2 февраля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Птицефабрика "Свердловская" - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления