ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 9 июля 2018 г. N 308-ЭС18-4775
Судья Верховного Суда Российской Федерации Корнелюк Е.С., изучив с материалами истребованного дела кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (далее - заявитель, учреждение) на определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.01.2018 по делу N А53-16607/2017 Арбитражного суда Ростовской области, коллегиальное определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.02.2018 по тому же делу,
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в суд с иском о взыскании с учреждения 1 450 858 рублей 52 копеек неустойки.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.08.2017 иск удовлетворен частично.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2017 названное решение изменено; иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением суда апелляционной инстанции, учреждение обжаловало его в суде округа.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.12.2014 кассационная жалоба учреждения была оставлена без движения ввиду непредставления им платежных документов, подтверждающих уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера, либо указывающих на наличие оснований для освобождения его от уплаты государственной пошлины.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.01.2018, оставленным без изменения коллегиальным определением того же суда от 27.02.2018, кассационная жалоба возвращена заявителю по мотиву неустранения им в установленный срок обстоятельств, послуживших основанием для оставления ее без движения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить названные определения суда округа; направить дело для рассмотрения его кассационной жалобы в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Основанием для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учреждение полагает, что такого рода существенные нарушения норм процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом округа были допущены.
17.05.2018 дело истребовано из Арбитражного суда Ростовской области.
При изучении доводов кассационной жалобы по материалам истребованного дела, поступившего в Верховный Суд Российской Федерации 18.06.2017, суд приходит к выводу о наличии оснований для ее передачи на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Возвращая жалобу заявителя, суд округа в оспариваемых определениях указал, что рассматриваемый спор возник не из публичных, а из гражданско-правовых отношений по государственному контракту на поставку электроэнергии. Исполнение заявителем функции государственного заказчика по данному контракту, в котором он действует от своего имени и в своем интересе, не наделяет его статусом органа государственной власти, и не позволяет претендовать на освобождение от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выражая несогласие с обжалуемыми судебными актами, заявитель ссылается на неправильное применение окружным судом норм права, поскольку учреждение является государственным органом и ответчиком по делу, что в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации является достаточным основанием для освобождения его от уплаты государственной пошлины по данному делу.
В подтверждение статуса государственного органа заявитель сослался на статьи 1, 11.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, а также разъяснения, приведенные в четвертом абзаце пункта 2 и пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы заслуживают внимания и требуют проверки в судебном заседании, поэтому настоящую жалобу с делом следует передать на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 23 августа 2018 года на 14 часов 00 минут, в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15 зал N 3048 (подъезд 5).
Российской Федерации
Е.С.КОРНЕЛЮК
------------------------------------------------------------------