Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 09.04.2021 N 310-ЭС21-4105 по делу N А54-11298/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 апреля 2021 г. N 310-ЭС21-4105

Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (далее - Управление Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям, административный орган) на решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.05.2020 по делу N А54-11298/2019, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.12.2020 по тому же делу

по заявлению индивидуального предпринимателя Абрамова Александра Михайловича (далее - ИП Абрамов А.М., предприниматель) к административному органу о признании незаконными действий по изданию приказа от 08.08.2019 N 288 "Об установлении карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима",

установил:

решением Арбитражного суда Рязанской области от 23.05.2020, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22.12.2020, требования предпринимателя удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Управление Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочное применение судами норм материального и процессуального права. Как указывается в жалобе, действующее законодательство не предусматривает, чтобы при установлении карантинной фитосанитарной зоны указывался кадастровый номер земельного участка. В случае ИП Абрамова А.М. карантинные фитосанитарные зоны установлены с учетом конфигурации земельных участков (поля из-под озимой пшеницы и гороха) и их площади, что соответствует требованиям закона. Также судами ошибочно применен Порядок проведения отбора проб и (или) образцов подкарантинной продукции, утвержденный приказом Минсельхоза России от 10.07.2018 N 284, поскольку им не регулируются вопросы оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из судебных актов, приказом Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям от 08.08.2019 N 288 на земельных участках ИП Арбрамова А.М., расположенных в Сараевском районе Рязанской области в кадастровом квартале 62:17:0010320 вблизи сел Назарьево и Высокое, установлены карантинные фитосанитарные зоны по карантинному сорняку - повилике. Утверждены мероприятия по локализации и ликвидации очага повилики, включая запрет предпринимателю на вывоз почвы и грунта за пределы границ очага, вывоз и сброс отходов, план проведения проверок со стороны административного органа.

Признавая приказ не соответствующим действующему законодательству, суды руководствовались статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" и Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, Положением о федеральном государственном карантинном фитосанитарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2013 N 69, Порядком оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров и оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, утвержденным приказом Минсельхоза России от 16.10.2015 N 475, и исходили из того, что контрольное мероприятие - плановый (рейдовый) осмотр проведен административным органом с существенным нарушением требований законодательства.

Установленные судами нарушения выразились в том, что контрольное мероприятие осуществлено и карантинные фитосанитарные зоны установлены в отношении земельных участков, используемых ИП Абрамовым А.М., не включенных в плановое (рейдовое) задание, утвержденное приказом руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям от 05.08.2019 N 281; проведенным мероприятием фактически подменена внеплановая выездная проверка деятельности предпринимателя, назначенная приказом административного органа от 10.07.2019 N 616-ВП; составленные административным органом акты не позволяют достоверно определить места отбора образцов вегетирующих растений в целях карантинного фитосанитарного обследования и не подтверждают выявление очагов карантинного объекта именно на земельных участках ИП Абрамова А.М.; не соблюден срок составления акта планового (рейдового) осмотра.

Установив данные обстоятельства и оценив соответствующие им доказательства в совокупности, суды пришли к выводу о недействительности результатов проведенного контрольного мероприятия и, как следствие, принятого в целях их реализации приказа Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям от 08.08.2019 N 288, оспариваемого предпринимателем.

Судами полно и всесторонне исследованы юридически значимые обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, отраженные в судебных актах выводы основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Изложенные в кассационной жалобе доводы подразумевают иную оценку имеющихся в деле доказательств, направлены на установление новых обстоятельств, которые не были установлены судами, что не входит в полномочия кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации.

Доводов, подтверждающих существенное нарушение судами норм материального и (или) процессуального права, которое повлияло на исход дела и в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может являться достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не содержится.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

отказать Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления