Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 09.04.2018 N 305-КГ18-881 по делу N А41-73557/2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 апреля 2018 г. N 305-КГ18-881

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Администрации муниципального образования городского округа Люберцы Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07.04.2017, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2017 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.11.2017 по делу N А41-73557/2016

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Колизей" (далее ООО "Колизей", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации муниципального образования городское поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области (далее Администрация муниципального образования, заинтересованное лицо) о признании незаконными и отмене предписания от 28.10.2016 N 7-5/1086 "О демонтаже нестационарных торговых объектов и освобождении занимаемых земельных участков", предписания от 18.11.2016 N 7-5/1184 "О демонтаже нестационарных торговых объектов и освобождении занимаемых земельных участков" (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменений заявленных требований).

К участию в деле привлечена Администрация Люберецкого муниципального района Московской области.

Решением Арбитражного суда Московской области от 07.04.2017, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2017 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16.11.2017, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд Московской области.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что Решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Томилино от 25.12.2015 N 19\9 утверждено Положение о порядке размещения торговых объектов на территории городского поселения Томилино, действовавшее на момент спорных отношений, и которое определяет порядок и основания для размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Положения размещение нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Томилино должно соответствовать градостроительным, строительным, пожарным, санитарным нормам, правилам и нормативам, а также иметь соответствующий художественно-декоративный уровень оформления.

Согласно пункту 1 статьи 5 данного Положения размещение нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Томилино осуществляется в местах, определенных схемой, утвержденной постановлением администрации городского поселения Томилино.

Изменения и дополнения в схему размещения нестационарных торговых объектов также подлежит утверждению постановлением администрации городского поселения Томилино и могут быть внесены не чаще одного раза в квартал в порядке, установленном для ее разработки и утверждения.

Размещение нестационарных торговых объектов должно обеспечивать свободное движение пешеходов и доступ потребителей к торговым объектам, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, беспрепятственный проезд автотранспорта и спецавтотранспорта при чрезвычайных ситуациях.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях и ли на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

В силу статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативно минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Основанием для размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов являются проект и свидетельство, подтверждающие соответствие установленного объекта требованиям Положения.

Основанием для изготовления субъектом торговли нестационарного торгового объекта м и осуществления предварительных работ по его установке на территории городского поселения Томилино месте, определенной схемой, является выписка из протокола комиссии по проведению конкурсов на право размещения нестационарного торгового объекта на территории городского поселения Томилино и проектная документация (пункт 4 статьи 4 Положения).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Положения размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на конкурсной основе в соответствии с утвержденной схемой.

Заявитель разместил нестационарные торговые объекты в отсутствие разрешительной документации. Наличие оформленных земельно-правовых отношений в отношении земельных участков не освобождает от получения необходимой документации на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии с нормами законодательства.

Принадлежащие заявителю нестационарные торговые объекты размещены на сетях коммунальной инфраструктуры, с нарушением градостроительных, санитарных и других норм и правил; спорные объекты отсутствуют в схеме размещения нестационарных торговых объектов.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, Администрация выдала обществу предписания N 7-5/1086 от 28.10.2016, N 7-5/1184 от 18.11.2016 о демонтаже нестационарных торговых объектов и об освобождении занимаемых земельных участков в течение 3-х дней в связи с тем, что объекты мелкорозничной торговли, принадлежащие ООО "Колизей", в действующей на территории городского поселения Томилино Схеме размещения нестационарных торговых объектов на 2016 - 2021 г. г., отсутствуют.

ООО "Колизей", полагая указанные предписания незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.

В соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2009 года N 381 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Суды установили, что между Администрацией и обществом заключены договоры аренды земельных участков, предоставленные для размещения нестационарных торговых объектов, в отношении которых выданы оспариваемые предписания. Указанные договоры аренды являются действующими, земельные участки используются обществом в соответствии с целями их предоставления - для установки нестационарных торговых объектов.

Администрация (арендодатель) не направляла арендатору в порядке, установленном пунктом 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации в установленный законом срок уведомление о прекращении договоров аренды.

При указанных обстоятельствах суды признали предписания незаконными, нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности общества, отметив при этом, что Администрация не лишена возможности предъявить самостоятельные требования о демонтаже нестационарных торговых объектов после прекращения в установленном порядке договоров аренды земельных участков, предоставленных Обществу для указанных целей.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

Отказать в передаче кассационной жалобы Администрации муниципального образования городского округа Люберцы Московской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

Н.С.ЧУЧУНОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления