ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 9 февраля 2017 г. N 5-АПГ16-113
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хант-Холдинг" о признании недействующим со дня принятия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части пункта 3583 приложения N 1 к данному постановлению по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 9 сентября 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Хант-Холдинг" Бобраковой Н.С., представителя Правительства Москвы Федотова П.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
общество с ограниченной ответственностью "Хант-Холдинг" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части пункта 3583 приложения N 1 к данному постановлению.
С учетом уточнения заявленных требований административный истец просил также признать недействующим со дня принятия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции, действующей с 1 января 2016 г., в части пункта 5787 приложения N 1 к данному постановлению.
В обоснование заявленного требования общество указало на незаконное включение принадлежащего ему на праве собственности здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1033, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Нагатинская, д. 1, строение 44, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, что возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций за 2015 - 2016 годы в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 9 сентября 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит отменить судебный акт, как принятый с нарушением норм материального права и процессуального права, поскольку здание отвечает критериям торгового объекта, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
ООО "Хант-Холдинг" и прокуратурой г. Москвы представлены возражения на апелляционную жалобу.
Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в судебное заседание не явилась, о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом извещена. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены судебного акта.
Законом города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы "О налоге на имущество организаций") на территории г. Москвы с 1 января 2014 г. введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Правительством Москвы принято постановление от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Постановление Правительства Москвы N 700-ПП опубликовано 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы и 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, вступило в законную силу с 1 января 2015 г.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП "О внесении изменении в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" внесены изменения в постановление Правительства Москвы N 700-ПП, где названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 г., которое опубликовано 27 ноября 2015 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 1 декабря 2015 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.
Согласно пункту 3583 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:05:0004001:1033, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Нагатинская, д. 1, строение 44.
На основании пункта 5787 приложения N 1 к указанному постановлению Правительства Москвы (в последней редакции) в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, также включено спорное здание, принадлежащее административному истцу.
Таким образом, принадлежащее обществу здание включено в оспариваемое постановление в редакции, действовавшей до 31 декабря 2015 г., а также в редакции, действующей с 1 января 2016 г.
Здание, включенное в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0004001:1033, общей площадью 144 553 кв. м, в промышленной зоне, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации существующих зданий и сооружений.
Административный истец является владельцем земельного участка на основании договора аренды.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о неправомерном включении объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, исходя из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в целях этой статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу пункта 4 данной нормы (в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых правоотношений) в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С учетом приведенных положений отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и площади этого здания (строения, сооружения), а также вида фактического использования здания (строения, сооружения) и его площади.
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден Порядок определения фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок), которым предусмотрена процедура установления вида фактического использования для признания таких объектов фактически используемыми в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в целях делового, административного и коммерческого назначения в соответствии с положениями пунктов 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Согласно пункту 3.5 Порядка по результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования Госинспекция составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения с приложением соответствующих фотоматериалов.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения делового, административного или коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади, что следует из приведенных выше норм.
Из материалов дела следует, что согласно акту обследования от 16 октября 2014 г. Госинспекцией проведено мероприятие по обследованию здания, здание фактически используется для размещения офисов (6 909,6 кв. м из 7 251,5 кв. м). Однако на момент проведения обследования доступ к помещениям здания сотрудникам Госинспекции не предоставлен.
Обстоятельства, препятствовавшие доступу работникам Госинспекции в здание, в акте обследования не приведены, что является нарушением пункта 3.6 Порядка.
Общество не согласилось с расчетом Госинспекцией площади помещений, используемых в качестве офисных, поскольку в технической документации Автозаводского ТБТИ помещения здания отнесены к учрежденческому типу.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции административный истец представил экспликацию на здание, согласно которой помещения используются для складов и лабораторий.
В связи с возникшими документальными противоречиями определением суда первой инстанции от 26 июля 2016 г. на Госинспекцию возложена обязанность проведения осмотра помещений здания.
Госинспекцией 26 августа 2016 г. проведено повторное обследование здания, по результатам которого составлен акт, где установлено, что нежилое здание фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Для размещения офисов в здании используются помещения площадью 218,9 кв. м, что составляет 3,16% от общей площади здания. Остальные помещения в здании используются в качестве складских, лабораторных, научных, а также технических помещений.
В рассматриваемом случае здание не отвечает критериям офисного либо торгового объекта, указанным в статье 378.2 НК РФ.
Анализ договоров аренды нежилых помещений, заключенных обществом с ООО "ИНВИТРО Независимая лаборатория" (площадь аренды 2 420,00 кв. м и 1 459,20 кв. м), ЗАО "ПРОТЕКО" (площадь аренды 449,00 кв. м), ООО "ИНВИТРО-МедсСнаб" (площадь аренды 652,50 кв. м), ООО "БРЭНДСТУДИО" (площадь аренды 200 кв. м), позволяет сделать вывод о том, что более 80% площади указанного строения используется под организацию склада и клинико-диагностическую лабораторию.
Иные помещения используются административным истцом под склад для собственных нужд.
Довод административного ответчика о том, что помещения по договору аренды от 7 сентября 2015 г., заключенному между ООО "Хант-Холдинг" и ООО "ИНВИТРО-МедсСнаб", используются под размещение офиса, является несостоятельным, так как в приложении N 1 к договору указано, что данное помещение имеет назначение "склад" и находится в подвале. Факт использования помещения под склад подтверждается актом обследования от 26 августа 2016 г. Допущенная в пункте 1.3 договора техническая ошибка не может свидетельствовать о фактическом использовании помещения, переданного в аренду, под офис. Кроме того, площадь занимаемого помещения составляет менее 3% от общей площади здания.
Закупка обществом товарно-материальных ценностей, необходимых для обслуживания зданий и сооружений, а также в целях строительства и ремонта подтверждена договорами поставки и распечаткой карточки по счету 60.
Размещение и хранение товарно-материальных ценностей общества осуществляется в здании по адресу: г. Москва, ул. Нагатинская, д. 1, строение 44, согласно приказу генерального директора ООО "Хант-Холдинг" от 15 января 2010 г. N 07-ск.
Изложенные обстоятельства правомерно послужили основаниями для исключения здания из Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Факт регистрации других юридических лиц по названному адресу в отсутствие доказательств использования такими организациями помещений здания - не свидетельствует о наличии обстоятельств, позволяющих отнести объект недвижимости к объектам налогообложения по признакам статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
решение Московского городского суда от 9 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------