ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 8 октября 2020 г. N 304-ЭС20-15012
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплекс" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.11.2019, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.06.2020 по делу N А70-20102/2018
по иску Правительства Тюменской области (далее - правительство, истец) к обществу с ограниченной ответственностью "Комплекс" (далее - общество, ответчик) о взыскании ущерба в сумме 58 942 799 рублей 38 копеек,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Крючкова Игоря Германовича, Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области, Департамента жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области, администрации Исетского муниципального района (далее - администрация), Управления ветеринарии Тюменской области (далее - управление), государственного автономного учреждения Тюменской области "Тюменская областная ветеринарная лаборатория", государственного автономного учреждения Тюменской области "Областной противоэпизоотический отряд", Департамента финансов Тюменской области, Департамента социального развития Тюменской области, межрайонного Управления социальной защиты населения,
решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.11.2019, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.06.2020, исковое требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из судебных актов и установлено судами, постановлением Губернатора Тюменской области от 10.11.2017 N 133 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по АЧС на территории Исетского района Тюменской области" с 10.11.2017 по 10.12.2017 установлены ограничительные мероприятия (карантин) в связи с выявленным вирусом африканской чумы свиней (далее - АЧС) на территории эпизоотического очага, расположенного в границах территории свинокомплекса, принадлежащего обществу и расположенного в селе Шорохово Исетского района Тюменской области; первой угрожаемой зоны, расположенной в пределах границ в радиусе 5 километров от эпизоотического очага; во второй угрожаемой зоне, в которую входят все населенные пункты Исетского района Тюменской области.
Правительством принято распоряжение от 10.11.2017 N 1357-рп "Об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов свиноводства в Исетском районе".
Во исполнение распоряжения Губернатора Тюменской области от 10.11.2017 N 1357-рп "Об организации и проведении отчуждения животных и изъятии продуктов свиноводства в Исетском районе" управлением издан приказ от 10.11.2017 N 297-ос "Об образовании специальной комиссии по отчуждению свиней и изъятию продуктов свиноводства" и на основании постановления администрации от 10.11.2017 N 119 введен режим "Чрезвычайная ситуация по эпизоотии" в Исетском муниципальном районе.
Губернатором Тюменской области 12.11.2017 принято постановление N 134 "О предупреждении распространения АЧС и исключении возможного возникновения чрезвычайной ситуации".
Законом Тюменской области от 15.12.2017 N 110 "О выплатах в связи с возникновением очага АЧС на территории Исетского района Тюменской области в ноябре 2017 года" предусмотрены компенсационные выплаты.
Кроме того, Правительством приняты распоряжения от 12.11.2017 N 1358-рп "О выделении средств", которым предусмотрено выделение денежных средств управлению для государственных автономных учреждений для финансирования расходов по ликвидации очага АЧС и предотвращению распространения заболевания в Тюменской области; от 08.12.2017 N 1444-рп "О выделении средств", предусматривающее выделение денежных средств Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области для направления в бюджет муниципального образования Исетский муниципальный район на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации по эпизоотии - АЧС на территории Шороховского сельского поселения.
Затраты на ликвидацию очага АЧС и его последствий в общем объеме составили 58 942 799 рублей 38 копеек.
Полагая, что в результате допущенных сотрудником общества нарушений ветеринарно-санитарных правил причинен ущерб бюджету Тюменской области, выразившийся в затратах на ликвидацию очага АЧС и его последствий, правительство обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23.07.2010 N 258 "Об утверждении Правил определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства", приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 31.05.2016 N 213 "Об утверждении ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней", Закона Тюменской области от 15.12.2017 N 110 "О выплатах в связи с возникновением очага африканской чумы свиней на территории Исетского района Тюменской области в ноябре 2017 года", постановления Правительства Тюменской области от 28.02.2018 N 64-п "Об утверждении порядка предоставления юридическим лицам, осуществляющим деятельность по переработке продукции свиноводства на территории первой угрожаемой зоны, определенной при установлении ограничительных мероприятий, а также юридическим лицам, использовавшим в производстве продукцию свиноводства, поступившую до установления ограничительных мероприятий с территорий, признанных эпизоотическим очагом и (или) первой угрожаемой зоной в связи с возникновением очага африканской чумы свиней на территории Исетского района Тюменской области в ноябре 2017 года, единовременной денежной компенсации понесенного ими ущерба, причиненного в результате добровольного уничтожения продукции свиноводства и (или) продуктов ее переработки", учитывая разъяснения, изложенные в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", пришли к выводу о наличии правовых оснований для взыскания убытков с ответчика в заявленной сумме.
Судами учтены судебные акты Арбитражного суда Тюменской области по делам N А70-16643/2017, N А70-17112/2017, N А70-17221/2017, N А70-1180/2019, N А70-18591/2017, а также постановление Исетского районного суда Тюменской области от 18.01.2018 по делу N 1-10/2018 о прекращении производства по делу; установлен факт причинения ущерба бюджету Тюменской области в размере произведенных затрат на ликвидацию очага АЧС и его последствий, причинно-следственная связь между данными убытками и виновным деянием общества, выразившемся в допущении множественных нарушений ветеринарных правил, которые повлекли за собой возникновение очага АЧС на территории общества и последующее возникновение ущерба.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, не подтверждают существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
отказать обществу с ограниченной ответственностью "Комплекс" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Российской Федерации
М.К.АНТОНОВА
------------------------------------------------------------------