ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 8 октября 2018 г. N 26-КГ18-18
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 8 октября 2018 г. гражданское дело по иску Евлоева Юнуса Берснакиевича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия, государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия о признании незаконным решения о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения, по встречному иску Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия к Евлоеву Юнусу Берснакиевичу о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Евлоеву Юнусу Берснакиевичу, об обязании сдать данный документ
по кассационной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия Баркинхоевой Л.Х. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 12 сентября 2017 г., которым исковые требования Евлоева Ю.Б. удовлетворены частично, встречные исковые требования Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия Курсаева А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Евлоев Ю.Б. 26 апреля 2017 г. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия (далее - МВД по Республике Ингушетия) о признании незаконным решения о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований Евлоев Ю.Б. указал, что со 2 июня 1993 г. по 8 сентября 1999 г. он проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия, в период прохождения службы принимал участие в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта, в связи с чем ему было выдано удостоверение ветерана боевых действий и назначена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий, выплата которой с января 2017 г. была прекращена как ошибочно назначенная. Евлоев Ю.Б. считает действия ответчика по прекращению ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий незаконными, поскольку факт прохождения им службы при вооруженном конфликте подтверждается приказами МВД по Республике Ингушетия.
Евлоев Ю.Б. также ссылался на то, что его право на получение удостоверения ветерана боевых действий подтверждено вступившим в законную силу решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 29 декабря 2003 г., которым удовлетворены его исковые требования о зачете в выслугу лет периодов фактического выполнения служебных задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта с октября по ноябрь 1992 г. в льготном исчислении из расчета один месяц за три месяца службы.
С учетом изложенного Евлоев Ю.Б. просил суд признать незаконным отказ МВД по Республике Ингушетия в выплате ему, как ветерану боевых действий, ежемесячной денежной выплаты, а также обязать ответчика производить ему данную выплату с 1 января 2017 г.
Представитель ответчика в суде первой инстанции иск не признал.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 24 мая 2017 г. исковые требования Евлоева Ю.Б. удовлетворены частично.
Признано недействительным решение МВД по Республике Ингушетия о прекращении Евлоеву Ю.Б. ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
На МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность в течение трех рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу возобновить осуществление Евлоеву Ю.Б. ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
При рассмотрении апелляционной жалобы МВД по Республике Ингушетия суд апелляционной инстанции, придя к выводу о том, что судом первой инстанции разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, в соответствии с частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и привлек к участию в деле в качестве соответчика государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции МВД по Республике Ингушетия предъявило встречный иск к Евлоеву Ю.Б. о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, об обязании сдать данный документ, указав в обоснование иска на то, что документальное подтверждение факта участия Евлоева Ю.Б. в боевых действиях отсутствует, при этом сотрудники органов внутренних дел, выполнявшие задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта на территории Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия, в силу положений Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий не относятся, само по себе нахождение истца в зоне вооруженного конфликта на приграничной территории к Чеченской Республике не означает фактическое его участие в боевых действиях и не является основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 12 сентября 2017 г. решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 24 мая 2017 г. отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Евлоева Ю.Б. частично удовлетворены.
На МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность возобновить Евлоеву Ю.Б. ежемесячную денежную выплату как ветерану боевых действий.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Евлоеву Ю.Б. отказано.
В удовлетворении встречного искового заявления МВД по Республике Ингушетия к Евлоеву Ю.Б. о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, об обязании сдать данный документ отказано.
В кассационной жалобе представителя МВД по Республике Ингушетия Баркинхоевой Л.Х. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 12 сентября 2017 г., как незаконного.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. 2 апреля 2018 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и его же определением от 31 августа 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Евлоев Ю.Б., и представитель ответчика государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, сведений о причинах неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на нее Евлоева Ю.Б., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что Евлоев Ю.Б. со 2 июня 1993 г. по 8 сентября 1999 г. проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия на различных должностях.
26 декабря 2005 г. Евлоев Ю.Б. обратился в МВД по Республике Ингушетия с заявлением, в котором, ссылаясь на приказ Министерства внутренних дел России от 7 мая 2004 г. N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел России", а также вступившее в законную силу решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 17 октября 2005 г. по делу по иску Костоева М.С. и других сотрудников Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия к МВД по Республике Ингушетия о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, просил выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.
16 января 2006 г. МВД по Республике Ингушетия данное удостоверение было выдано Евлоеву Ю.Б.
Письмом начальника Департамента государственной службы и кадров Министерства внутренних дел России (далее - МВД России) от 21 марта 2016 г., адресованным министру внутренних дел по Республике Ингушетия, доводилось до сведения, что по результатам проведенной в феврале 2008 г. в МВД по Республике Ингушетия проверки правомерности признания сотрудников данного министерства и пенсионеров из их числа ветеранами боевых действий, а также обоснованности зачета в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД России в льготном исчислении периода их участия в ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 г. было выявлено около 1 000 человек, которым удостоверения ветерана боевых действий выданы незаконно. В письме содержалась просьба о необходимости принятия мер по лишению статуса ветерана боевых действий лиц, которым удостоверения ветерана боевых действий в МВД по Республике Ингушетия выданы без законных оснований.
Письмом заместителя начальника Департамента государственной службы и кадров МВД России от 1 августа 2016 г. на имя министра внутренних дел по Республике Ингушетия сообщалось, что Департаментом государственной службы и кадров МВД России при рассмотрении обращения ГУ МВД России по г. Москве по вопросу применения решения Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 17 октября 2005 г. и правомерности выдачи удостоверения ветерана боевых действий Евлоеву М.М. было выявлено, что до февраля 2008 года МВД по Республике Ингушетия названное решение использовалось как судебное прецедентное решение в отношении неопределенного круга лиц. Однако в силу положений Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" сотрудники органов внутренних дел, выполнявшие задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта на территории Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия, к ветеранам боевых действий не относятся, решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 17 октября 2005 г. вынесено в отношении определенного круга лиц и не подлежит применению как прецедентное решение. В письме содержалась также просьба о проведении проверки наличия оснований для выдачи удостоверений ветерана боевых действий сотрудникам МВД по Республике Ингушетия.
Приказом МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501 внесены изменения в Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденное приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201, которым пункт 16 данного Положения дополнен подпунктом 16.6, касающимся компетенции комиссии МВД по Республике Ингушетия, следующего содержания: "Проверка и пересмотр материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организация работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий, а также по прекращению в установленном порядке ежемесячной денежной выплаты в случае утраты оснований для получения удостоверения ветерана боевых действий".
25 ноября 2016 г. состоялось заседание комиссии МВД по Республике Ингушетия для рассмотрения материалов, по которым ранее были выданы удостоверения ветерана боевых действий. После изучения документов, послуживших основанием для выдачи удостоверений ветерана боевых действий сотрудникам МВД по Республике Ингушетия и гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел, в период с 2005 г. по 2007 г., члены комиссии МВД по Республике Ингушетия приняли решение, оформленное протоколом N 10, о признании удостоверений ветерана боевых действий ошибочно выданными, в том числе и удостоверения, выданного Евлоеву Ю.Б.
Письмом МВД по Республике Ингушетия от 7 декабря 2016 г. Евлоеву Ю.Б. было сообщено о том, что удостоверение ветерана боевых действий выдано ему ошибочно, то есть без достаточных на то оснований, в связи с чем ему прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий. В названном письме содержалась просьба к Евлоеву Ю.Б. сдать ошибочно выданное удостоверение ветерана боевых действий для его уничтожения в установленном законом порядке, а также ему разъяснялось, что в случае представления им на рассмотрение комиссии МВД по Республике Ингушетия документов, подтверждающих его участие в боевых действиях, вопрос о возобновлении ежемесячной денежной выплаты может быть рассмотрен в установленном порядке.
Из материалов дела также усматривается, что решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 29 декабря 2003 г. удовлетворены исковые требования Евлоева Ю.Б. к МВД по Республике Ингушетия о взыскании задолженности по дополнительному денежному содержанию за выполнение задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного осетино-ингушского конфликта с учетом индексации в размере 504 130,78 руб. и о зачете в выслугу лет периода фактического выполнения им служебных задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г. из расчета один месяц привлечения к выполнению служебных задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта за три месяца службы.
Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", приказ МВД России от 7 мая 2004 г. N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" и пункт 14 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденного приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201 (которым закреплены полномочия комиссии принимать решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений), пришел к выводу об отсутствии у комиссии МВД по Республике Ингушетия полномочий по пересмотру материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, и, как следствие, отсутствии полномочий по аннулированию либо отмене решений о выдаче названных удостоверений.
Суд апелляционной инстанции также указал на то, что при получении удостоверения ветерана боевых действий право истца фактически признано государством в лице МВД по Республике Ингушетия и реализовано, в связи с чем пересмотр материалов, послуживших основанием для признания лица ветераном боевых действий в компетенцию комиссии МВД по Республике Ингушетия не входит.
Возлагая на МВД по Республике Ингушетия обязанность возобновить осуществление Евлоеву Ю.Б. ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, суд апелляционной инстанции ввиду непредставления истцом доказательств, подтверждающих факт прекращения этих выплат с 1 января 2017 г., признал необоснованными требования истца в части возложения на МВД по Республике Ингушетия обязанности по возобновлению ежемесячной денежной выплаты истцу как ветерану боевых действий с 1 января 2017 г.
Отказывая в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия к Евлоеву Ю.Б. о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, об обязании сдать данный документ, суд апелляционной инстанции исходил из того, что факт выполнения Евлоевым Ю.Б. задач по обеспечению порядка и общественной безопасности в зоне вооруженного конфликта усматривается из вступившего в законную силу решения Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 29 декабря 2003 г., которым частично удовлетворены исковые требования Евлоева Ю.Б. к МВД по Республике Ингушетия о взыскании задолженности по дополнительным денежным выплатам за выполнение задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного осетино-ингушского конфликта и о зачете в выслугу лет периодов службы в льготном исчислении из расчета один месяц за три месяца службы.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Система мер социальной поддержки ветеранов, согласно положениям пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах", включает в себя пенсионное обеспечение, выплаты пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел России разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Названная инструкция, как указано в ее пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.
Гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России с правом на пенсию, удостоверения оформляются и выдаются через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и кадровых подразделений воинских формирований внутренних войск МВД России по соответствующим запросам пенсионных подразделений (подпункт 2.4 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России.
Из приведенных нормативных положений следует, что к числу лиц, которым на основании пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" предоставляется такая мера социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата, отнесены в том числе ветераны боевых действий, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территориях, определенных федеральным законом (приложение к Федеральному закону "О ветеранах"). При этом наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения, при предъявлении которого осуществляется реализация названной меры социальной поддержки, является результатом совершения ряда действий, в том числе связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
Исходя из пунктов 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят в том числе: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.
Аналогичное правовое регулирование содержалось в Положении о МВД России, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 и действовавшем до 21 декабря 2016 г.
Таким образом, МВД России и его территориальные органы, одним из которых является МВД по Республике Ингушетия, в силу приведенных правовых норм, в том числе Федерального закона "О ветеранах" и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.
Положением о МВД по Республике Ингушетия, утвержденным приказом МВД России от 27 апреля 2011 г. N 253 и действовавшим на момент возникновения спорных отношений, было предусмотрено, что МВД по Республике Ингушетия осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России (подпункт 49 пункта 12).
Подпунктом 11 пункта 13 названного положения закреплено право МВД по Республике Ингушетия в целях реализации своих полномочий образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.
В действующем в настоящее время Положении о МВД по Республике Ингушетия, утвержденном приказом МВД России от 26 июля 2017 г. N 535, установлено сходное приведенному правовое регулирование (подпункт 60 пункта 13 и подпункт 11 пункта 14).
В целях практической реализации норм Федерального закона "О ветеранах", постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и требований приказа МВД России от 7 мая 2004 г. N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201 утверждено Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (пункт 1 и подпункт 16.1 пункта 16 данного положения) (далее также - Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия).
К основным задачам комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий отнесено в том числе рассмотрение материалов по выдаче удостоверений ветерана боевых действий (подпункт 16.2 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия). При рассмотрении вопросов комиссия имеет право: запрашивать от подразделений внутренних дел, воинских частей, военных комиссариатов и архивов в установленном порядке необходимые документы, требующиеся для принятия решений комиссией; принимать решения по существу поставленных вопросов (подпункты 17.1, 17.2 пункта 17 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия).
Приказом МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501 в пределах предоставленных МВД по Республике Ингушетия полномочий, что также подтверждено кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2018 г. N 26-КГ18-22, в Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденное приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201, были внесены изменения, а именно, его пункт 16 дополнен подпунктом 16.6, которым к основным задачам комиссии были отнесены дополнительные функции, такие как проверка и пересмотр материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организация работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий, а также по прекращению в установленном порядке ежемесячной денежной выплаты в случае утраты оснований для получения удостоверения ветерана боевых действий.
Таким образом, необходимость предоставления МВД по Республике Ингушетия перечисленных в подпункте 16.6 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий полномочий обусловлена наличием у МВД по Республике Ингушетия обязанности по осуществлению проверки законности оснований для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, принятию решений по результатам такой проверки и направлена на исключение случаев необоснованной выдачи такого удостоверения, а равно на выявление ошибок, выразившихся в наделении соответствующим правовым статусом граждан без законных к тому оснований. Данная деятельность МВД по Республике Ингушетия, в том числе комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, не носит произвольного характера, а имеет целью обеспечение соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок выдачи лицам удостоверений ветерана боевых действий.
Поскольку МВД по Республике Ингушетия уполномочено производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий и в связи с этим на него возложена обязанность осуществлять действия, направленные на проверку материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, получившим соответствующий статус, то в силу приведенного выше правового регулирования в случае выявления факта необоснованной выдачи таких удостоверений МВД по Республике Ингушетия организует работу по их аннулированию и изъятию, а также по прекращению предоставления социальных гарантий при утрате законных оснований для получения лицом статуса ветерана боевых действий, то есть исправляет таким образом допущенные ранее при выдаче удостоверений ошибки.
Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (постановление от 15 сентября 2009 г. по делу "Москаль (Moskal) против Польши").
Определение же правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, является не только правом, но и обязанностью государства.
Между тем суд апелляционной инстанции, разрешая спор по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положения приведенных нормативных актов в их взаимосвязи с правовой позицией Европейского Суда по правам человека не учел, вследствие чего пришел к ошибочному выводу об отсутствии у МВД по Республике Ингушетия полномочий по проверке и пересмотру материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий.
Суждение суда апелляционной инстанции о том, что при получении удостоверения ветерана боевых действий право истца фактически признано государством в лице МВД по Республике Ингушетия и реализовано, в связи с чем пересмотр материалов, послуживших основанием для признания лица ветераном боевых действий в компетенцию комиссии МВД по Республике Ингушетия не входит, также не основано на нормах закона и противоречит приведенному правовому регулированию спорных отношений.
С учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, регулирующих порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию как для разрешения иска Евлоева Ю.Б. о признании незаконным решения о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения, так и для разрешения встречного иска МВД по Республике Ингушетия к Евлоеву Ю.Б. о признании недействительным выданного ему удостоверения ветерана боевых действий, об обязании сдать данный документ, являлось установление судом обстоятельств наличия у Евлоева Ю.Б. права на получение звания ветерана боевых действий, а также соблюдения процедуры выдачи Евлоеву Ю.Б. удостоверения, в частности того, имелись ли в комиссии МВД по Республике Ингушетия соответствующие материалы, послужившие основанием для приобретения истцом статуса ветерана боевых действий и выдачи Евлоеву Ю.Б. удостоверения ветерана боевых действий.
Однако в нарушение положений норм материального права и требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно наличие оснований для выдачи Евлоеву Ю.Б. удостоверения ветерана боевых действий и соблюдение процедуры оформления и выдачи истцу такого удостоверения, судом апелляционной инстанции не устанавливались, предметом обсуждения не являлись и, соответственно, правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не получили, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции об удовлетворении иска Евлоева Ю.Б. и об отказе в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия является неправомерным.
Ссылку суда апелляционной инстанции в обоснование отказа в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Евлоеву Ю.Б., об обязании сдать данный документ, на то, что факт выполнения Евлоевым Ю.Б. задач по обеспечению порядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта усматривается из вступившего в законную силу решения Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 29 декабря 2003 г., которым частично удовлетворены исковые требования Евлоева Ю.Б. к МВД по Республике Ингушетия о взыскании задолженности по дополнительным денежным выплатам за выполнение задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного осетино-ингушского конфликта и о зачете в выслугу лет периодов службы в льготном исчислении из расчета один месяц за три месяца службы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает ошибочной, поскольку при разрешении этого спора обстоятельства, связанные с наличием либо отсутствием у Евлоева Ю.Б. права на получение статуса ветерана боевых действий, не устанавливались.
Ввиду изложенного, апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителей, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить исковые требования Евлоева Ю.Б. о признании незаконным решения о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения и встречные исковые требования МВД по Республике Ингушетия о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Евлоеву Ю.Б., об обязании сдать данный документ в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 12 сентября 2017 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия.
------------------------------------------------------------------