ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 8 апреля 2016 г. N 305-ЭС15-19072
Судья Верховного Суда Российской Федерации Разумов И.В., изучив с материалами истребованного дела кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.07.2015 по делу N А40-52899/2015, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.12.2015 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "ЮТэйр-Вертолетные услуги" (далее - общество) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 11 438 255 рублей 43 копеек в возмещение вреда,
в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечено государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее - управление Пенсионного фонда).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.07.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 08.12.2015, исковое требование удовлетворено за счет казны Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
При изучении доводов кассационной жалобы по материалам истребованного дела установлены основания для ее передачи с делом на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Основанием для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации полагает, что при рассмотрении спора судами такие нарушения допущены.
Как установлено судами, общество является организацией, использующей труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, и в 2010 году признавалось плательщиком взносов на дополнительное социальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Закон о дополнительном социальном обеспечении).
Федеральным законом от 23.12.2010 N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Закон N 360-ФЗ) была, в частности, изложена в новой редакции часть вторая статьи 4 Закона о дополнительном социальном обеспечении, определяющая объект обложения и базу для начисления взносов, за счет которых членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающим пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, выплачивается ежемесячная доплата к пенсии (пункт 3 статьи 1).
Закон N 360-ФЗ вступил в силу со дня официального опубликования (а именно 27.12.2010); при этом в силу части второй статьи 2 Закона N 360-ФЗ действие положений части второй статьи 4 Закона о дополнительном социальном обеспечении (в редакции Закона N 360-ФЗ) было распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2010, притом что эти положения - в отличие от прежнего правового регулирования - не предусматривали более применение при определении базы для начисления указанных взносов предельной величины выплат и иных вознаграждений членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в сумме 415 000 рублей.
В результате принятия Закона N 360-ФЗ общество было вынуждено пересчитать сумму взносов, подлежащих уплате за 2010 год.
При этом общая сумма взносов увеличилась с 9 806 104 рублей 66 копеек до 21 244 360 рублей 09 копеек. Данная увеличенная сумма была полностью уплачена обществом в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Впоследствии постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 17.06.2013 N 13-П (постановление N 13-П) часть вторая статьи 2 Закона N 360-ФЗ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащееся в ней предписание придает обратную силу ухудшающим положение плательщиков взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации - организаций, использующих труд указанной категории работников, правилам определения базы для начисления указанных взносов.
В связи с этим общество обратилось в управление Пенсионного фонда с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы (11 438 255 рублей 43 копеек).
Решением Управления Пенсионного фонда от 20.02.2015 N 1 обществу было отказано в возврате переплаты, что послужило причиной обращения в суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя требование общества, суды исходили из того, что несоответствие отдельных положений Закона N 360-ФЗ Конституции Российской Федерации подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении N 13-П. Поскольку спорная сумма запрещена к возврату из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в общем порядке, на что указал Конституционный суд Российской Федерации, общество, будучи неограниченным в выборе способов защиты нарушенных прав плательщика взносов, на основании статей 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе требовать возмещения вреда с Российской Федерации в лице ее финансового органа.
Минфин России, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, подал кассационную жалобу в Верховный Суд Российской Федерации.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами неправильно истолковано постановление N 13-п, согласно которому установленный Конституционным Судом Российской Федерации порядок исполнения постановления N 13-П не предполагает восстановления прав авиакомпаний - плательщиков взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые уплатили (или с которых были взысканы) данные взносы за 2010 год до вынесения упомянутого постановления. Как полагает Минфин России, аналогичные выводы содержатся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2015 N 2737-О-Р.
Приведенные доводы кассационной жалобы заслуживают внимания и требуют проверки в судебном заседании, в связи с чем кассационную жалобу с делом следует передать на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 5 мая 2016 года на 14 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Верховного Суда
Российской Федерации
И.В.РАЗУМОВ
------------------------------------------------------------------