ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 7 декабря 2020 г. N 302-ЭС20-20477
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17.12.2019 по делу N А58-8512/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2020 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.09.2020 по тому же делу
по заявлению Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - министерство) к акционерному обществу "Амгинский" (далее - общество) о взыскании 3 330 000 рублей субсидии,
решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17.12.2019, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2020 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.09.2020, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, министерство просит отменить указанные судебные акты, полагая, что суды подошли к разрешению спора формально и односторонне. Министерство считает, что обществом не достигнуты показатели результативности расходования субсидии и плановые показатели по посеву кормовых культур, которые, по мнению министерства, являются предметом соглашения о предоставлении субсидии. Отчет об использовании средств субсидии представлен в отношении зерновых культур. Показателем результативности представления субсидии является достижение планового размера посевных площадей, занятых кормовыми культурами, а не зерновыми культурами, как решили суды.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из судебных актов, на основании соглашения от 12.03.2018 N 217/07, заключенного с министерством в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 18.01.2018 N 18 "О порядках предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по подпрограмме "Развитие кормопроизводства" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2021 годы", приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 07.03.2018 N 158 "Об утверждении объема бюджетных ассигнований и перечня получателей субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по производству зерна", общество получило субсидию в размере 3 330 000 рублей.
Полагая, что общество не достигло показателей результативности использования субсидии в соответствии с условиями ее предоставления, министерство направило уведомление от 13.06.2019 N 13/И-АН-4343/08 о возврате субсидии.
Неисполнение уведомления в добровольном порядке послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 78, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказами Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 18.01.2018 N 18 "О порядках предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по подпрограмме "Развитие кормопроизводства" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2021 годы" (далее - Порядок предоставления субсидий), от 07.03.2018 N 158 "Об утверждении объема бюджетных ассигнований и перечня получателей субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по производству зерна" (далее - Приказ N 158), пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования министерства в связи с документальным подтверждением обществом целевого расходования средств субсидии в части приобретения и посева зерновых культур на площади 1636 гектаров.
Суд округа, соглашаясь с выводами судов нижестоящих инстанций и отклоняя довод министерства о непредставлении обществом отчета о достижении планового размера посевных площадей, занятых кормовыми культурами, отметил, что в соответствии с приложением N 1 к Приказу N 158, которым установлен объем бюджетных ассигнований и перечень получателей субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение части затрат по приобретению семенного материала под посев зерновых и кормовых культур в 2018 году, субсидия в сумме 3 330 000 рублей выделена обществу для приобретения 180 тонн зерновых культур. Предоставление обществу субсидии на приобретение кормовых культур приказом от 06.03.2018 N 158 не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 2.25 Порядка предоставления субсидий показателями результативности предоставления субсидий является достижение плановых показателей по посеву зерновых и кормовых культур. Значения показателей результативности указываются в соглашении.
Обществом суду были представлены Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур по состоянию на 01.11.(20.11)2018 со всех земель (отчет по форме N 29-СХ), из которых следует, что общество отчиталось о посевной площади зерновых и зернобобовых культур всего на 1 636 га, общая площадь уборки - 1 636 га, что составляет 100 процентов от плановых показателей. Также обществом были представлены акт приема-передачи товара от 24.03.2018 по поставке семян, платежное поручение от 06.04.2018 N 1.
Также судом принят во внимание протокол заседания комиссии по отбору получателей субсидии под посев зерновых и кормовых культур от 28.02.2018 N 49, из которого не следует, что общество подавало заявку и представляло документы на получение субсидии на засев кормовых, а не зерновых культур.
При таких обстоятельствах суд округа признал обоснованным вывод судов о достижении обществом цели, на которую предоставлена спорная субсидия, показателей результативности, отсутствии нарушений условий расходования средств субсидии.
Содержание судебных актов свидетельствует, что выводы судов сформулированы на основе полного и всестороннего исследования юридически значимых обстоятельств дела, их надлежащей оценки, основанной на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы министерства не свидетельствуют о допущенном судами нарушении, направлены на повторное изучение обстоятельств дела и имеющихся доказательств, что в полномочия кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации не входит.
Следует также отметить, что министерство в жалобе допускает, что в приказе от 16.03.2018 N 158 могла быть допущена техническая ошибка или опечатка.
Оснований для отмены либо изменения судебных актов из доводов кассационной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
отказать Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Российской Федерации
М.В.ПРОНИНА
------------------------------------------------------------------