ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 7 ноября 2016 г. N 1-КГ16-22
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Кириллова В.С. и Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 7 ноября 2016 года гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Архангельска в интересах Шаминой Э.М. к Государственному учреждению - Архангельскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации
по кассационной жалобе заместителя управляющего Государственным учреждением - Архангельским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Капустиной И.В. на решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 16 декабря 2015 года с учетом определения этого же суда от 25 января 2016 года об исправлении описки и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 28 марта 2016 года, которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., выслушав объяснения представителей Государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Маслаковой О.Ю. и Яшкова М.А., поддержавших доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
заместитель прокурора г. Архангельска (далее - прокурор) в интересах Шаминой Э.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Архангельскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Архангельское региональное отделение ФСС РФ, региональное отделение Фонда) о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что Шамина Э.М. является инвалидом I группы бессрочно. В соответствии с программой индивидуальной реабилитации, выданной федеральным государственным учреждением "Бюро медико-социальной экспертизы N 3 по Архангельской области" 27 августа 2014 года (акт освидетельствования от 25 августа 2014 года N 1495), Шамина Э.М. имеет право на технические средства индивидуальной реабилитации в виде подгузников (3 штуки в день).
18 декабря 2014 года Шамина Э.М. обратилась в ГУ - Архангельское региональное отделение ФСС РФ с заявлением об обеспечении ее техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 27 августа 2014 года.
Согласно выданным ГУ - Архангельским региональным отделением ФСС РФ 28 января 2015 года, 28 мая 2015 года, 11 августа 2015 года Шаминой Э.М. направлениям в ООО "Региональная Медицинская компания" для получения технических средств реабилитации (подгузников) ею были получены в соответствии с актами сдачи товара от 9 февраля 2015 года - 90 штук подгузников, 9 июня 2015 года - 180 штук подгузников, 20 августа 2015 года - 90 штук подгузников.
9 сентября 2015 года Шамина Э.М. обратилась в прокуратуру г. Архангельска с заявлением, в котором указала о нарушении региональным отделением Фонда ее прав на обеспечение техническими средствами реабилитации (подгузниками) в количестве 3 штук в день.
По данному заявлению прокуратурой г. Архангельска была проведена проверка, в ходе которой установлено нарушение прав Шаминой Э.М. на получение технических средств реабилитации в полном объеме.
Обращаясь в суд с иском в интересах Шаминой Э.М. в порядке части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор, уточнив исковые требования, просил возложить на региональное отделение Фонда обязанность обеспечить Шамину Э.М. техническими средствами реабилитации: подгузниками (3 штуки в день) в количестве 153 штук за период с 1 января по 18 сентября 2015 года.
Решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 16 декабря 2015 года с учетом определения этого же суда от 25 января 2016 года об исправлении описки заявленные исковые требования удовлетворены.
На ГУ - Архангельское региональное отделение ФСС РФ возложена обязанность обеспечить Шамину Э.М. техническими средствами реабилитации - подгузниками за период с 1 января по 18 сентября 2015 года в количестве 153 штук.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 28 марта 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе заместителя управляющего ГУ - Архангельским региональным отделением ФСС РФ Капустиной И.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы заместителя управляющего ГУ - Архангельским региональным отделением ФСС РФ судьей Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. 11 июля 2016 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 30 сентября 2016 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации представитель прокуратуры г. Архангельска и Шамина Э.М., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки не сообщили. От заместителя прокурора г. Архангельска Стрекина С.Н. поступило заявление (по факсу) об отказе от исковых требований, которое Судебной коллегией оставлено без удовлетворения (по основаниям части 2 статьи 45 и статьи 390 ГПК РФ). На основании статьи 385 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Шамина Э.М. является инвалидом I группы бессрочно.
В соответствии с программой индивидуальной реабилитации, выданной федеральным государственным учреждением "Бюро медико-социальной экспертизы N 3 по Архангельской области" 27 августа 2014 года (акт освидетельствования от 25 августа 2014 года N 1495), Шамина Э.М. имеет право на технические средства индивидуальной реабилитации в виде подгузников (3 штуки в день).
18 декабря 2014 года Шамина Э.М. обратилась в ГУ - Архангельское региональное отделение ФСС РФ с заявлением об обеспечении ее в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 27 августа 2014 года техническими средствами реабилитации.
Шамина Э.М. неоднократно обеспечивалась подгузниками. Так, согласно выданным ГУ - Архангельским региональным отделением ФСС РФ 28 января 2015 года, 28 мая 2015 года, 11 августа 2015 года, 30 октября 2015 года Шаминой Э.М. направлениям в ООО "Региональная Медицинская компания" для получения технических средств реабилитации (подгузников) ею было получено по актам сдачи товара от 9 февраля 2015 года - 90 штук подгузников, 9 июня 2015 года - 180 штук подгузников, 20 августа 2015 года - 90 штук подгузников, 9 ноября 2015 года - 270 штук подгузников.
9 сентября 2015 года Шамина Э.М. обратилась в прокуратуру г. Архангельска с заявлением, в котором указала о нарушении региональным отделением Фонда ее прав на обеспечение техническими средствами реабилитации (подгузниками) в количестве 3 штук в день в полном объеме.
По данному заявлению прокуратурой г. Архангельска была проведена проверка, в ходе которой установлено нарушение прав Шаминой Э.М. на получение технических средств реабилитации, поскольку она не была обеспечена техническими средствами реабилитации в полном объеме в соответствии с программой реабилитации инвалида.
22 сентября 2015 года заместитель прокурора г. Архангельска в интересах Шаминой Э.М. обратился в суд с иском (с учетом уточнения исковых требований от 9 декабря 2015 года) о возложении на ответчика обязанности обеспечить Шамину Э.М. техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида - подгузниками в количестве 153 штук за период с 1 января по 18 сентября 2015 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования заместителя прокурора г. Архангельска, действующего в интересах Шаминой Э.М., и возлагая на ответчика обязанность обеспечить ее техническими средствами реабилитации в виде подгузников, которые не были предоставлены Шаминой Э.М. в полном объеме, суд со ссылкой на положения статей 10, 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" исходил из того, что ответчик не оспаривал право Шаминой Э.М. на обеспечение техническими средствами реабилитации в количестве, определенном индивидуальной программой реабилитации инвалида. Установив, что Шамина Э.М. за период с 1 января по 18 сентября 2015 года не была обеспечена техническими средствами реабилитации в необходимом ей ежедневно количестве, пришел к выводу о том, что региональное отделение Фонда не исполнило возложенные на него законом обязанности по обеспечению Шаминой Э.М. техническими средствами реабилитации, чем нарушило гарантированное инвалиду законом право на получение технических средств реабилитации в полном объеме за счет средств федерального бюджета.
При этом, по мнению суда первой инстанции, Шаминой Э.М. не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения техническими средствами реабилитации, поскольку реализация социальных прав инвалидов не может быть поставлена в зависимость от финансирования регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации из федерального бюджета на указанные цели.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что Шамина Э.М. была лишена принадлежащего ей права на обеспечение техническими средствами реабилитации в объеме, предусмотренном индивидуальной программой реабилитации инвалида, и восстановление ее права возможно только путем предоставления ей технических средств реабилитации в натуре за прошлое время, которое не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации.
Поскольку отношения, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, урегулированы законом, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, то в случае непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине технических средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида его право на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации согласно действующему правовому регулированию осуществляется путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.
С учетом приведенных обстоятельств Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что принятые по делу судебные постановления нельзя признать законными. Они приняты с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами материального закона, толкование которых дается в настоящем определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 16 декабря 2015 года с учетом определения этого же суда от 25 января 2016 года об исправлении описки и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 28 марта 2016 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Октябрьский районный суд г. Архангельска.
------------------------------------------------------------------