Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 07.06.2023 N 310-ЭС22-25715 по делу N А36-2662/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 июня 2023 г. N 310-ЭС22-25715

Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Управления лесного хозяйства Липецкой области (г. Липецк) на решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.02.2022, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2022 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14.10.2022 по делу N А36-2662/2021,

установил:

Публичное акционерное общество "Россети Центр", именуемое ранее публичным акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным решения Управления лесного хозяйства Липецкой области (далее - Управление), содержащегося в сообщении от 08.02.2021 N 32-12И32-237, об отказе в выдаче разрешения на использование части земельного участка площадью 6118 кв. м с кадастровым номером 48:02:1000601:829, расположенного по адресу: Липецкая область, Грязинское лесничество, Плехановское участковое лесничество, для размещения кабельной линии 10 кВ для технологического присоединения ТП 10/0,4 кВ 25 кВА с целью электроснабжения строящегося объекта в составе базы отдыха в границах земельного участка с кадастровым номером 48:02:1000601:1710 по адресу: Липецкая область, Грязинский район, с/п Ярлуковский сельсовет; об обязании Управления устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем выдачи соответствующего разрешения (осуществить согласование).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Наливкин Сергей Владимирович.

Арбитражный суд Липецкой области решением от 14.02.2022, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2022 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14.10.2022, удовлетворил требования Общества.

В кассационной жалобе и дополнениях к ней, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, Управление, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит пересмотреть в кассационном порядке указанные судебные акты.

Дело 28.12.2022 истребовано из Арбитражного суда Липецкой области.

По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Управления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество (сетевая организация) и Наливкин С.В. 07.11.2019 заключили договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по условиям которого Общество приняло на себя обязательство по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Наливкина С.В. - ТП10/04 кВ 25 кВА для электроснабжения строящегося жилого дома с бытовыми приборами в границах публичного земельного участка площадью 716 кв. м с кадастровым номером 48:02:1000601:1710, предоставленного третьему лицу в аренду для базы отдыха из земель особо охраняемых территорий и объектов.

Технические условия от 05.11.2019 N 20602370 (2019/91951), являющиеся приложением к договору, предусматривают строительство Обществом новых линий ЛЭП 10 кВ ориентировочной протяженностью 510 м (из них 40 м ВЛЗ 10 кВ, КЛ 10 кВ, 450 м ГНБ, 20 м спуск и подъем на опору), опоры N 86 ВЛ 10 кВ N 02 ПС Малей до опоры 10 кВ третьего лица.

Дополнительным соглашением от 07.11.2020 стороны изменили наименование энергопринимающего устройства и указали, что по договору сетевая организация принимает на себя обязательство по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя ТП10/04 кВ 25 кВА для электроснабжения строящегося объекта в составе базы отдыха, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства.

Общество 29.12.2020 обратилось в Управление с заявлением о предоставлении сроком на 11 месяцев решения об использовании части земельного участка площадью 6118 кв. м с кадастровым номером 48:02:1000601:829 для размещения кабельной линии 10 кВ с целью технологического присоединения ТП 10/0,4 кВ 25 кВА для электроснабжения строящегося объекта в составе базы отдыха (Наливкина С.В.).

Управление письмом от 08.02.2021 N 32-12И32-237 отказало Обществу в выдаче разрешения на использование участка в испрашиваемых целях, указав следующее: земельный участок, в границах которого предполагается размещение кабельной линии, входит в состав защитных лесов, расположенных в лесопарковых зонах города; распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р (далее - Распоряжение N 849-р) утвержден перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, которым не предусмотрено строительство линейных объектов в лесопарковых зонах; размещение спорного линейного объекта приведет к невозможности использования лесного участка в соответствии с его разрешенным использованием.

Общество, полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, сославшись на статьи 198, 200, 201 АПК РФ, статьи 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3, 21, 24, 25, 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута" (далее - Приказ N 434), Закон Липецкой области от 01.07.2015 N 426-ОЗ "Об установлении на территории Липецкой области случаев, при которых не требуется получения разрешения на строительство", постановление администрации Липецкой области от 01.06.2015 N 280 "Об утверждении Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Липецкой области" (далее - постановление N 280), пришли к выводу об обоснованности требований Общества.

Суды исходили из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Лесного кодекса использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 45 Лесного кодекса).

В силу пункта 3 Приказа N 434 использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации, в том числе при капитальных и текущих ремонтах линейных объектов, осуществляется без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута, в том числе в случае размещение линейных объектов, предусмотренных пунктами 1, 5, 6, 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Постановление N 1300).

Согласно пункту 5 Постановления N 1300 на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления участков и установления сервитутов могут размещаться линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, связанные с ними трансформаторные подстанции и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых разрешения на строительство не требуется.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 114 Лесного кодекса в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, запрещается строительство объектов капитального строительства, за исключением велосипедных и беговых дорожек и гидротехнических сооружений.

Спорная кабельная линия 10 кВ не является объектом капитального строительства, следовательно, размещение данного сооружения на участке, относящемся к категории лесопарковых зон, не противоречит пункту 5 части 2 статьи 114 Лесного кодекса.

Суды посчитали, что оспариваемый отказ в выдаче разрешения на использование части земельного участка для размещения кабельной линии 10 кВ не соответствует нормам лесного и земельного законодательства и нарушает права и законные интересы Общества.

Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты.

В числе прочих доводов податель жалобы указывает на следующее.

Согласно части 1 статьи 111 Лесного кодекса к защитным относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 111 Лесного кодекса).

Целями освоения указанной категории лесов являются сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (статья 110, части 1, 2 и 4 статьи 12 Лесного кодекса).

Одной из категорий защитных лесов являются леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов.

В силу пункта 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся в том числе леса, расположенные в лесопарковых зонах - леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, используемые в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов.

В лесах, расположенных в лесопарковых зонах, запрещается использование токсичных химических препаратов; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; разведка и добыча полезных ископаемых; строительство объектов капитального строительства, за исключением велосипедных и беговых дорожек и гидротехнических сооружений (часть 2 статьи 114 Лесного кодекса).

Податель жалобы указывает, что законом действительно предусмотрена возможность размещения объектов электросетевого хозяйства в лесах, но только в определенных случаях с учетом категории защитности лесов, которая прямо предусмотрена лесным законодательством.

Управление полагает, что категория защитных лесов, расположенных в лесопарковых зонах, размещение кабельных линий, линий электропередач, объектов электросетевого хозяйства не допускает.

Управление считает, что суды неправомерно не проверили соблюдение Обществом положений действовавшего в соответствующий период распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р "Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов" и не приняли во внимание, что линия электропередач не включена в утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23.04.2022 N 999-р Перечень некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.

Управление обращает внимание на то, что Общество намерено разместить множество кабельных линий в границах одного участка лесопарковой зоны и подало соответствующие заявления в адрес Управления.

Между тем строительство и эксплуатация Обществом спорной кабельной линии и других линий потребует вырубки древесно-кустарниковой растительности с целью, в том числе для организации проезда и доступа к объектам электросетевого хозяйства на лесном участке, для установления охранной зоны, в границах которой также потребуется постоянная вырубка растительности и будет введен запрет осуществления любой деятельности, в том числе лесоразведения, что приведет к использованию лесного участка не в соответствии с его целевым назначением. Если размещение объекта приводит к невозможности использовать лесной участок в соответствии с его разрешенным использованием, в силу части 6 статьи 111 Лесного кодекса и пункта 3 постановления N 280 размещение такого объекта запрещено.

При этом заявитель отмечает, что судами не рассмотрен вопрос о возможности электроснабжения строящейся базы отдыха иным способом, то есть минуя находящейся в лесопарковой зоне земельный участок.

Приведенные в жалобе Управления доводы о существенном нарушении судами трех инстанций норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

жалобу Управления лесного хозяйства Липецкой области передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 22 июня 2023 года на 13 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

И.Л.ГРАЧЕВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления