ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 7 апреля 2022 г. N 304-ЭС21-26344
Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив с материалами истребованного дела кассационную жалобу Кемеровской таможни на постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.09.2021 по делу N А27-11118/2020 Арбитражного суда Кемеровской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Польские машины" к Кемеровской таможне о признании недействительными решений от 29.04.2020 N РКТ-10608000-20/000017Д, N РКТ-10608000-20/000018Д о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества "Угольная компания Сибирская", акционерного общества "ФАМУР", общества с ограниченной ответственностью "ФАМУР", общества с ограниченной ответственностью "ТРАНСЭЛ", Лаврухина Владимира Александровича,
как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью "ФАМУР" (г. Новокузнецк; далее - ООО "ФАМУР", поставщик) и акционерным обществом "Угольная компания Сибирская" (г. Новокузнецк; далее - АО "УК Сибирская", покупатель) был заключен договор от 29.11.2017 N 591/2017 на поставку горно-шахтного оборудования для работы в условиях шахты "Увальная" АО "УК Сибирская".
По условиям договора от 29.11.2017 N 591/2017 оборудование определяется согласно спецификации и техническому заданию (приложения N 1, N 2 к договору), технические характеристики и комплектация оборудования определяются согласно приложению N 3 к договору. Изготовителем оборудования являются предприятия группы "ФАМУР".
11.12.2017 между акционерным обществом "ФАМУР" (Польша; далее - АО "ФАМУР") и АО "УК Сибирская" был заключен договор поручительства N 00552/2017, в соответствии с которым АО "ФАМУР" (поручитель) обязуется отвечать перед покупателем за ненадлежащее исполнение ООО "ФАМУР" обязательств по договору от 29.11.2017 N 591/2017.
Кроме того, на поставку горно-шахтного оборудования для работы в условиях шахты "Увальная" (АО "УК Сибирская") были заключены договор от 06.12.2017 N 164 между ООО "ФАМУР" (покупатель) и поставщиком - обществом с ограниченной ответственностью "Польские машины" (г. Москва; далее - ООО "Польские машины, общество), а также договор от 19.12.2017 N 00568/2017 между ООО "Польские машины" (покупатель) и АО "ФАМУР" (поставщик) (далее - контракт N 00568/2017 от 19.12.2017).
Приложением N 3 к контракту от 19.12.2017 N 00568/2017 согласована Техническая характеристика и комплектация оборудования - "Очистной механизированный комплекс для АО "УК Сибирская" шахта "Увальная" в составе: секции механизированной крепи FRS-Glinik-14/25-4x2463, забойно-транспортного оборудования RYFAMA, забойного конвейера RYBNIK 850, скребкового перегружателя GROT 950 с обратной наездной головкой ленточного конвейера RYFAMA и дробилкой SCORPION 3000P, очистного комбайна KSW-460NE.
По условиям контракта от 19.12.2017 N 00568/2017 оборудование ввозится на территорию Российской Федерации для эксплуатации в условиях шахты "Увальная" АО "УК Сибирская", г. Новокузнецк (далее - конечный грузополучатель) (пункт 1.4); цена включает все расходы, связанные с доставкой, и формируется на условиях FCA (Инкотермс) г. Горлице (пункт 2.2); поставка осуществляется железнодорожным или автомобильным транспортом (пункт 3.1).
21.05.2018 между ООО "Польские машины" и обществом с ограниченной ответственностью "Крафт Логистик" заключен договор транспортно-экспедиционного обслуживания N ТЭ-ПМ-КЛ-1, по условиям которого доставка грузополучателю АО "УК Сибирская" осуществлялась в пункты назначения: при поставке железнодорожным транспортом - станция Бардино ЗСЖД (Новокузнецкий район Кемеровской области), при поставке автомобильным транспортом - п. Увал Новокузнецкого района.
При этом в маршруте Польша - Республика Беларусь - Российская Федерация для перевозки железнодорожным транспортом указано, что таможенное декларирование должно производиться в Смоленской таможне, а для перевозки автомобильным транспортом - на таможенном посту "Истринский".
Оборудование продекларировано на Смоленском таможенном посту (ЦЭД) Смоленской таможни по декларациям на товары (ДТ) N 10113110/250718/0104103, 10113110/300718/0106909, 10113110/020818/0109787, 10113110/070818/0112317, 10113110/090818/0113650, 10113110/100818/0114222, 10113110/130818/0115054, 10113110/180818/0118563, 10113110/230818/0121542, 10113110/240818/0122042, 10113110/270818/0123344, 10113110/300818/0125430, 10113110/030918/0126915, 10113110/290818/0124943 и на таможенном посту "Истринский" Московской областной таможни по ДТ N 10013050/030718/0016126, 10013050/030718/0016165, 10013050/030718/0016166, 10013050/080818/0020122, 10113110/090818/0020267 отдельными товарными позициями с указанием соответствующего классификационного кода для каждого элемента комплекса.
Секции механизированной крепи FRS-GLINIK-14/25-4x2463 с пилотным управлением стоимостью 11 634 452,51 евро, задекларированы по ДТ N 10113110/300718/0106909, 10113110/020818/0109787, 10113110/070818/0112317, 10113110/090818/0113650, 10113110/100818/0114222, 10113110/130818/0115054, 10113110/180818/0118563, 10113110/230818/0121542, 10113110/240818/0122042, 10113110/270818/0123344, 10113110/300818/0125430, 10113110/030918/0126915, 10113110/290818/0124943.
Забойно-транспортный конвейер RUBYNK 850 стоимостью 1 830 000 евро задекларирован в ДТ N 10113110/250718/0104103, N 10013050/080818/0020122; очистной комбайн марки KSW-460NE стоимостью 1 270 000 евро - в ДТ N 10113110/090818/0020267.
Скребковый перегружатель GROT 950 стоимостью 480 000 евро с обратной наездной головкой ленточного конвейера RYFAMA стоимостью 135 000 евро и дробилкой SCORPION 3000P стоимостью 140 000 евро задекларированы в ДТ N 10013050/030718/0016126, 10013050/030718/0016165, 10013050/030718/0016166.
Декларации оформлены таможенным представителем - обществом с ограниченной ответственностью "ТРАНСЭЛ", декларант ООО "Польские машины".
В указанных ДТ товары заявлены по следующим кодам:
- в ДТ N 10113110/250718/0104103 - "лавный скребковый конвейер типа RUBYNK 850", код товара по Товарной номенклатуре Внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) 8428 31 000 0 (ставка ввозной таможенной пошлины - 5%);
- в ДТ N 10113110/300718/0106909, 10113110/020818/0109787, 10113110/070818/0112317, 10113110/090818/0113650, 10113110/100818/0114222, 10113110/130818/0115054, 10113110/180818/0118563, 10113110/230818/0121542, 10113110/240818/0122042, 10113110/270818/0123344, 10113110/300818/0125430, 10113110/030918/0126915, 10113110/290818/0124943 - "передвижная механизированная шахтная крепь с гидравлическим приводом", код товара по ТН ВЭД 8479 89 300 0 (ставка ввозной таможенной пошлины - 2%);
- в ДТ N 10013050/030718/0016126, N 10013050/030718/0016166 - "конвейеры непрерывного действия, специально предназначенные для подземных работ", код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 8428 31 000 0 (ставка ввозной таможенной пошлины - 5%);
- в ДТ N 10013050/030718/0016165 - "машины для измельчения и размалывания, несамоходные. Дробилка модели SCORPION 3000P", код товара по ТН ВЭД 8474 20 000 9 (ставка ввозной таможенной пошлины - 0%);
- в ДТ N 10013050/080818/0020122 - "части, предназначенные для забойного конвейера RUBYNK 850", код товара по ТН ВЭД 8431 39 000 0 (ставка ввозной таможенной пошлины - 5%);
- в ДТ N 10113110/090818/0020267 - "машины для механизированной выемки добычи угля/горных пород в очистных забоях пластов: очистной узкозахватный комбайн KSW460NE...", код товара по ТН ВЭД 8430 50 000 2 (ставка ввозной таможенной пошлины - 5%).
В соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс) Кемеровской таможней (далее - таможенный орган, таможня) проведена камеральная таможенная проверка в отношении АО "УК Сибирская", по результатам которой составлен акт камеральной таможенной проверки от 11.10.2019 N 10608000/210/111019/А000003.
На основании подпункта 9 пункта 16 статьи 333 Таможенного кодекса в отношении АО "УК Сибирская" проведена внеплановая выездная проверка в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях к акту таможенной проверки от 11.10.2019 N 10608000/210/111019/А000003.
По результатам проверки составлен акт выездной таможенной проверки от 16.04.2020 N 10608000/210/160420/А000024, в котором изложены следующие выводы:
1. Классификационные коды товаров N 1 по ТН ВЭД в ДТ N 10013050/030718/0016126, 10013050/030718/0016165, 10013050/030718/0016166, 10013050/080818/0020122, 10113110/250718/0104103, 10113110/300718/0106909, 10113110/020818/0109787, 10113110/070818/0112317, 10113110/090818/0113650, 10113110/100818/0114222, 10113110/130818/0115054, 10113110/180818/0118563, 10113110/230818/0121542, 10113110/240818/0122042, 10113110/270818/0123344, 10113110/300818/0125430, 10113110/030918/0126915, 10113110/290818/0124943 заявлены неверно. Данные товары являются компонентами механизированного комплекса для добычи угля "FL-14/25" и в соответствии с ОПИ ТН ВЭД 1, 2 (а), 6, с учетом примечания 4 к разделу XVI ТН ВЭД должны классифицироваться в товарной подсубпозиции 8430 50 000 2 ТН ВЭД. Данное изменение классификации товаров влечет за собой увеличение размера таможенных платежей, в связи с чем сумма таможенных платежей, подлежащая доплате, составит не менее 32 883 348,57 рубля (без учета пени).
2. Решения Смоленского таможенного поста Смоленской таможни о подтверждении классификации товаров, задекларированных по ДТ N 10113110/250718/0104103, 10113110/300718/0106909, 10113110/020818/0109787, 10113110/070818/0112317, 10113110/090818/0113650, 10113110/100818/0114222, 10113110/130818/0115054, 10113110/180818/0118563, 10113110/230818/0121542, 10113110/240818/0122042, 10113110/270818/0123344, 10113110/300818/0125430, 10113110/030918/0126915, 10113110/290818/0124943, а также решения таможенного поста "Истринский" Московской областной таможни по ДТ N 10013050/030718/0016126, 10013050/030718/0016165, 10013050/030718/0016166, 10013050/080818/0020122 не соответствуют требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
3. По товару "Очистной узкозахватный комбайн KSW-460NE", задекларированному в ДТ 10113110/090818/0020267 (товар N 1), установлена верная классификация в соответствии с ТН ВЭД.
В связи с выявлением неверной классификации товаров на основании пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) таможней приняты следующие решения:
- решение о классификации товара от 29.04.2020 N РКТ-10608000-20/000017Д, согласно которому товары "Обратная наездная головка ленточного конвейера RYFAMA, конвейер скребковый штрековый GROT 950, дробилка SCORPION 3000P, линейный закрытый рештак 1750/E260/850", заявленные по кодам 8428 31 000 0, 8431 39 000 0, 8474 20 000 9, подлежат классификации по коду 8430 50 000 2;
- решение о классификации товара от 29.04.2020 N РКТ-10608000-20/000018Д, согласно которому товары "Передвижные механизированные шахтные крепи с гидравлическим приводом GLINIK 14/25-4x2463-1, лавный скребковый конвейер типа Rybnik 850", заявленные по кодам 8479 89 300 0, 8428 31 000, подлежат классификации по коду 8430 50 000 2;
- решения от 29.04.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10113110/250718/0104103, 10113110/300718/0106909, 10113110/020818/0109787, 10113110/070818/0112317, 10113110/090818/0113650, 10113110/100818/0114222, 10113110/130818/0115054, 10113110/180818/0118563, 10113110/230818/0121542, 10113110/240818/0122042, 10113110/270818/0123344, 10113110/300818/0125430, 10113110/030918/0126915, 10113110/290818/0124943, 10013050/030718/0016126, 10013050/030718/0016165, 10013050/030718/0016166, 10013050/080818/0020122, 10113110/090818/0020267, согласно которым декларанту необходимо представить корректировку ДТ и их электронный вид, в случае корректировки таможенной стоимости товаров - также декларацию таможенной стоимости и ее электронный вид, а в случае уплаты таможенных платежей - документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.01.2021, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021, в удовлетворении заявления общества отказано.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.09.2021 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, заявление общества удовлетворено.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь нормами Таможенного кодекса, Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, приняв во внимание заключения таможенных экспертов, признали правомерной произведенную таможенным органом классификацию товаров по субпозиции 8430 50 000 2 ТН ВЭД и отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции указал на то, что Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.09.2015 N 113 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов проходческих и очистных машин" (далее - Решение N 113) введена подсубпозиция 8430 50 000 2 "машины очистные узкозахватные" и установлена ставка ввозной таможенной пошлины 7,5%.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 101 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза" (далее - Решение N 101) ставка таможенной пошлины изменена на 5%.
Решением от 15.07.2021 Апелляционная палата Суда Евразийского экономического союза оставила без изменения решение Коллегии Суда Евразийского экономического союза от 14.04.2021 по делу N СЕ-1-2/2-21-КС, вынесенное по заявлению акционерного общества "СУЭК-КУЗБАСС", в части признания не соответствующими Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и Таможенному кодексу Решения N 113 и Решения N 101 в части включения в ТН ВЭД и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза подсубпозиции 8430 50 000 2 "машины очистные узкозахватные".
Поскольку Решение N 113 и Решение N 101 в части включения в ТН ВЭД подсубпозиции 8430 50 000 2 "машины очистные узкозахватные", на которых основаны оспариваемые решения таможенного органа, признаны Коллегией Суда Евразийского экономического союза противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемые решения таможенного органа о классификации товаров по коду 8430 50 000 2 ТН ВЭД, как указал суд кассационной инстанции, не соответствуют нормам действующего таможенного законодательства.
Не согласившись с судебным актом суда кассационной инстанции, принятым по настоящему делу, таможня обратилась с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изучении доводов, изложенных в жалобе таможни, по материалам истребованного дела установлены основания для ее передачи с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В кассационной жалобе таможня указывает на то, что единственным основанием для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций послужило принятие Судом Евразийского экономического союза (далее - Суд ЕАЭС) указанных выше судебных актов.
Однако Решение N 113 и Решение N 101 в настоящее время являются действующими.
В соответствии с пунктом 102 Статута Суда Евразийского экономического союза (далее - Статут) решение Суда ЕАЭС не изменяет и (или) не отменяет действующих норм права Союза, законодательства государства - члена Союза и не создает новых.
Согласно пункту 11 Статута действие решения Евразийского экономической комиссии или его отдельных положений, признанных Судом ЕАЭС не соответствующими Договору о Союзе и (или) международным договорам в рамках Союза, продолжается после вступления в силу соответствующего решения Суда ЕАЭС до исполнения Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) данного решения Суда ЕАЭС.
Указанные выше положения Статута, по мнению таможни, объясняют факт отсутствия в судебных актах Суда ЕАЭС указания на период времени, с которого спорные решения прекращают свое действие.
Во исполнение указанных выше актов Суда ЕАЭС, как указывает таможня, Коллегией ЕЭК было принято решение от 17.08.2021 N 100 "О признании утратившими силу некоторых решений Коллегии Евразийской экономической комиссии", касающиеся Решения N 113, а Решением Совета Евразийского экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 признается утратившим силу Решение N 101.
Таким образом, с учетом указанного выше, заявитель полагает, что Решение N 113 и Решение N 101 являлись действующими на момент вынесения постановления суда кассационной инстанции, а ретроспективное применение позиций Суда ЕАЭС в настоящем случае невозможно.
Таможенный орган также указывает на то, что в решении Суда ЕАЭС от 14.04.2021 указано, что определение технических характеристик конкретной машины не входит в предмет спора, следовательно, Суд ЕАЭС не исследовал технические характеристики спорного товара в целях его классификации в соответствии с ТН ВЭД.
В решении Суда ЕАЭС от 15.07.2021, как указывает заявитель, отмечено, что Решение N 113 было направлено на установление тарифной защиты в виде ввозной таможенной пошлины в отношении отдельной группы товаров - очистных узкозахватных машин, с целью стимулирования производства таких машин на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Таким образом, как указывает таможня, в отношении рассматриваемой группы товаров все равно должна быть установлена соответствующая ставка ввозной таможенной пошлины вне зависимости от места выделения подсубпозиции ТН ВЭД.
Приведенные доводы, изложенные в кассационной жалобе таможни, заслуживают внимания и признаются основанием для рассмотрения кассационной жалобы вместе с делом по существу в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
кассационную жалобу Кемеровской таможни на постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.09.2021 по делу N А27-11118/2020 Арбитражного суда Кемеровской области с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Российской Федерации
Н.В.ПАВЛОВА
------------------------------------------------------------------