ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 7 марта 2024 г. N 308-ЭС23-25109
Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2023, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2023 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.08.2023 по делу N А32-46322/2022 по иску Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края к индивидуальному предпринимателю Ильину Роману Викторовичу о расторжении договоров,
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее также - министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Ильину Роману Викторовичу (далее - ИП Ильин Р.В., предприниматель) о расторжении договора от 03.06.2015 N 41 о выполнении работ по хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке и их возврату, договора от 03.06.2015 N 42 о выполнении работ по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, договора от 14.10.2015 N 99 о выполнении работ по хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке и их возврату.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2023 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.08.2023, в удовлетворении иска отказано.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, считая их вынесенными с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
От ИП Ильина Р.В. поступил отзыв, в котором изложены возражения против доводов кассационной жалобы.
Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г. от 13.12.2023 дело N А32-46322/2022 Арбитражного суда Краснодарского края истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Изучив по материалам истребованного дела изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из судебных актов и материалов дела, в целях организации применения на территории муниципального образования город Краснодар меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренной статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в порядке, предусмотренном Законом Краснодарского края от 04.06.2012 N 2508-КЗ "О перемещении задержанных транспортных средств на специализированные стоянки на территории Краснодарского края, об их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение и о возврате транспортных средств" (в редакции от 06.02.2015) между Департаментом транспорта Краснодарского края (впоследствии - министерство) и ИП Ильиным Р.В. заключены договоры от 03.06.2015 N 41 о выполнении работ по хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке и их возврату, от 03.06.2015 N 42 о выполнении работ по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, от 14.10.2015 N 99 о выполнении работ по хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке и их возврату.
Срок, на который заключались договоры, сторонами определен не был.
Законом Краснодарского края от 11.03.2019 N 3983-КЗ в Закон Краснодарского края от 04.06.2012 N 2508-КЗ "О перемещении задержанных транспортных средств на специализированные стоянки на территории Краснодарского края, об их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение и о возврате транспортных средств" внесены изменения, согласно которым, в частности, установлено, что договор на осуществление деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и (или) хранению задержанных транспортных средств на специализированных стоянках и их возврату заключается сроком на пять лет, заключение такого договора осуществляется путем проведения торгов (аукциона на понижение цены).
В связи с изменением законодательного регулирования и предупреждением Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10.06.2020 N 17542/9 министерство обратилось к ИП Ильину Р.В. с предложением о подписании дополнительных соглашений об изменении договоров от 03.06.2015 N 41 и 42, от 14.10.2015 N 99, а в случае неподписания таких соглашений предложило заключить дополнительные соглашения о расторжении договоров, которые предпринимателем не были приняты.
Министерство обратилось в суд с иском по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции счел, что существенного нарушения условий договоров со стороны предпринимателя, которое в данном случае могло бы выступить основанием для их расторжения в порядке статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), допущено не было; основания для расторжения, предусмотренные условиями договоров, не наступили; Закон Краснодарского края от 11.03.2019 N 3983-КЗ вступил в действие после заключения рассматриваемых договоров и не содержит положений, придающих ему обратную силу, ввиду чего по смыслу статьи 422 ГК РФ внесенные законодательные изменения основанием для расторжения договоров служить не могут; на дату обращения министерства в суд истек срок исковой давности по заявленному требованию, исчисляемый с даты вступления в действие Закона Краснодарского края от 11.03.2019 N 3983-КЗ.
Суды апелляционной и кассационной инстанций выводы суда первой инстанции поддержали.
В кассационной жалобе Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края указывает, что договоры от 03.06.2015 N 41 и 42, от 14.10.2015 N 99, заключенные с ИП Ильиным Р.В., являются договорами возмездного оказания услуг, которые в силу совокупных положений статей 450.1, 782 ГК РФ могут быть расторгнуты заказчиком в одностороннем порядке путем извещения предпринимателя о таком волеизъявлении. Договора не содержат условий, ограничивающих право министерства на односторонний отказ от их исполнения, поэтому даже в отсутствие уведомления о расторжении договоров, направленного в адрес предпринимателя в досудебном порядке, судам следовало учесть волю министерства на прекращение их действия, явно выраженную в исковых требованиях.
Министерство однозначно обозначило свое намерение на отказ от услуг ИП Ильина Р.В., которое в условиях изменения установленного законом порядка заключения договоров об оказании услуг, связанных с административным задержанием транспортных средств, служит поддержанию действующего правопорядка.
Как считает министерство, односторонний отказ от исполнения обязательств по договорам в данном случае не нарушает прав и законных интересов предпринимателя, поскольку он не лишен возможности после их расторжения принять участие в торгах на право их заключения наравне с иными хозяйствующими субъектами.
Заявление предпринимателя о применении срока исковой давности, по мнению министерства, не имеет правового значения, поскольку заявить об одностороннем отказе от исполнения обязательств министерство было вправе в любое время в период действия договоров, в том числе путем обращения в суд с иском по настоящему делу.
Изложенные доводы заслуживают внимания, поэтому кассационная жалоба вместе с делом подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.9 - 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края вместе с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
------------------------------------------------------------------