ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 6 декабря 2018 г. N 35-АПГ18-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полигон" о признании недействующим решения Собрания депутатов Торопецкого района Тверской области от 21 февраля 2018 г. N 125 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Торопецкого района от 12 июля 2011 г. N 130 "Об утверждении значений коэффициента социально-экономических особенностей в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Торопецкого района" по апелляционной жалобе Собрания депутатов Торопецкого района на решение Тверского областного суда от 01 августа 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения директора общества с ограниченной ответственностью "Полигон" Степанова А.А., представителя общества Беловой Т.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
общество с ограниченной ответственностью "Полигон" (далее - ООО "Полигон") обратилось в Тверской областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Собрания депутатов Торопецкого района Тверской области от 21 февраля 2018 г. N 125 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Торопецкого района от 12 июля 2011 г. N 130 "Об утверждении значений коэффициента социально-экономических особенностей в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Торопецкого района".
Решением Тверского областного суда от 01 августа 2018 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Собрание депутатов Торопецкого района обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе прокуратурой Тверской области представлены возражения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представители Собрания депутатов Торопецкого района, администрации города Торопца, главы Торопецкого района и прокуратуры Тверской области в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражении на нее, заслушав представителей административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые представлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядка, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области, а также за пользование земельными участками из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тверской области, в случае их предоставления без проведения торгов, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 26 декабря 2007 г. N 396-па (в редакции от 10 марта 2016 г.), размер арендной платы за пользование земельными участками определяется по формуле: А = Скадастр x S x Сап x Ксэо x m/12, где: Скадастр - удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующим видам функционального использования земельного участка, являющегося предметом договора аренды (в руб. за 21 кв. м); S - площадь земельного участка или его части, являющегося предметом договора аренды (в кв. м); Сап - ставка арендной платы, установленная настоящим Положением (в %); Ксэо - коэффициент социально-экономических особенностей, учитывающих категории арендаторов, целевое использование земельного участка согласно договору аренды земельного участка, социальное значение вида деятельности, осуществляемой арендатором на данном земельном участке; m - количество месяцев в текущем году.
Пунктом 2.4 названного Положения предусмотрено, что значение коэффициента социально-экономических особенностей в отношении земельных участков, за исключением коэффициента социально-экономических особенностей в отношении земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тверской области, в случае их предоставления без проведения торгов, утверждаются представительными органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в соответствии с типовым перечнем видов целевого использования земельных участков, установленным приложением 1, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области.
Решением Собрания депутатов Торопецкого района от 12 июля 2011 г. N 130 утверждены значения коэффициента социально-экономических особенностей в отношении земельных участков государственная собственность, на которые не разграничена, расположенных на территории Торопецкого района Тверской области, согласно приложению 1.
Оспариваемым решением в решение Собрания депутатов Торопецкого района от 12 июля 2011 г. N 130 внесены изменения, согласно которым пункт 26 Раздела 2 приложения 1 к решению изложен в новой редакции, коэффициент социально-экономических особенностей установлен в размере 40 в отношении земельных участков, предназначенных для иного специального назначения (свалки, полигоны, кладбища и т.д.).
Согласно материалам дела ООО "Полигон" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 69:34:0070732:6 площадью 41 400 кв. м в городе Торопце, предоставленного для размещения и обслуживания городской свалки, на основании договора аренды от 11 января 2016 г. N 1А, заключенного с администрации города Торопец сроком от 10 января 2021 г.
До принятия оспариваемого решения в отношении указанной категории земельных участков действовал коэффициент - 2, установленный решением Собрания депутатов от 22 августа 2017 г. N 109.
При действовавшем Ксэо - 2 размер годовой арендной платы за земельный участок составлял 80 829 руб., а при Ксэо - 40 - 1 616 670 руб.
По мнению административного истца, оспариваемое решение в части установления коэффициента социально-экономических особенностей в размере 40 в отношении земельных участков, предназначенных для иного специального назначения (свалки, полигоны, кладбища и т.д.), не отвечает принципу экономической обоснованности определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К числу таких принципов относится, в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Представленное в материалы дела экономическое обоснование к проекту решения Собрания депутатов Торопецкого района от 21 февраля 2018 г. N 125 не содержит экономического обоснования значения Ксэо в размере 40. Названное экономическое обоснование содержит только общую информацию о кадастровой стоимости земельного участка, расчет получаемой в бюджет и планируемой к взиманию арендной платы с ООО "Полигон", и в нем отсутствуют доказательства определения административным ответчиком доходности земельного участка с учетом его местоположения, наличия транспортной, коммунальной инфраструктуры.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
решение Тверского областного суда от 01 августа 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Собрания депутатов Торопецкого района - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------