Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.12.2018 N 13-АПГ18-13

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 декабря 2018 г. N 13-АПГ18-13

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Пасынковой Т.Н. о признании недействующим пункта 4.6 приложения к Положению о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области, утвержденного решением Тамбовского районного Совета народных депутатов от 29 марта 2018 г. N 609 "О внесении изменений в Положение о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области, утвержденного решением Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 30 марта 2017 г. N 488", в части по апелляционной жалобе Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области на решение Тамбовского областного суда от 25 июля 2018 г., которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Пасынкова Т.И. обратилась в Тамбовский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 4.6 приложения к Положению о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области, утвержденного решением Тамбовского районного Совета народных депутатов от 29 марта 2018 г. N 609 "О внесении изменений в Положение о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области, утвержденного решением Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 30 марта 2017 г. N 488", в части установления для земель с видом разрешенного использования "Общественное питание", находящихся на территории Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, процента от кадастровой стоимости земельных участков в размере 44,8.

Решением Тамбовского областного суда от 25 июля 2018 г. заявление удовлетворено.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Тамбовский районный Совет народных депутатов Тамбовской области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Тамбовской области представлены возражения.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Пасынкова Т.И., представители Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области, администрации Тамбовского района Тамбовской области, администрации Цнинского сельского совета Тамбовской области и прокуратуры Тамбовской области в судебное заседание не явились.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражении на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Решением Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 26 ноября 2009 г. N 203 утверждено Положение о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области (далее - решение от 26 ноября 2009 г. N 203), согласно приложению к которому процент от кадастровой стоимости для земель населенных пунктов на период строительства объектов определен в размере 2.

Пунктом 2 решения Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 30 марта 2017 г. N 488 решение от 26 ноября 2009 г. N 203 признано утратившим силу, а пунктом 1 утверждено Положение о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области (далее - Положение от 30 марта 2017 г. N 488).

Названным Положением предусмотрен расчет арендной платы по формуле: Ап = Кст x Пр, где: Ап - арендная плата земельного участка, Кст - кадастровая стоимость земельного участка, Пр - процент, устанавливаемый органами местного самоуправления.

Пунктом 4.6 приложения к Положению от 30 марта 2017 г. N 488 для земель с видом разрешенного использования "Объекты общественного питания" установлен процент к кадастровой стоимости земельных участков в размере 110,2.

Из материалов дела следует, что 28 ноября 2017 г. между администрацией Тамбовского района Тамбовской области и Пасынковой Т.И. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для строительства кафе.

Размер годовой арендной платы согласно пункту 3.1 указанного договора, расчетов арендной платы (приложение N 1 к договору) рассчитывается путем умножения кадастровой стоимости земельного участка на процент, применяемый к кадастровой стоимости.

Пунктом 2 статьи 1 решения Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 29 марта 2018 г. N 609 в вышеуказанное Положение от 30 марта 2017 г. N 488 внесены изменения.

Согласно пункту 4.6 приложения к Положению в редакции решения от 29 марта 2018 г. N 609 для земель, расположенных на территории Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, с видом разрешенного использования "Объекты общественного питания" установлен процент к кадастровой стоимости земельных участков в размере 44,8.

По мнению административного истца, оспариваемое решение в части установления для земель с видом разрешенного использования "Общественное питание", находящихся на территории Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, процента от кадастровой стоимости земельных участков в размере 44,8 не отвечает принципу экономической обоснованности определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.

Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".

К числу таких принципов относится, в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Представленные в материалы дела пояснительная записка к проекту оспариваемого решения, заключение об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта и отчет N 2512-17 о проведение исследований, составленный 25 декабря 2017 г. Черемисиным, сотрудником ООО "ОПЦ "Альтаир", не содержат многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, в том числе анализа климата, экологии, рельефа местности, социально-экономического положения, функционально-планировочной структуры, финансовых результатов деятельности предприятий, тенденции развития промышленности, строительства, торговли, состояния жилищного фонда Тамбовского района Тамбовской области и отдельных сельсоветов, а также не содержат расчетов величины коэффициентов по арендной плате.

В отчете N 2512-17 не обеспечена прозрачность расчетов, нет ссылки на источники, имеющаяся формула расчета арендной платы не содержит показателей доходности земельных участков.

Текст пояснительной записки содержит краткую рецензию на вышеуказанный отчет, а также выборочный анализ динамики изменения арендной платы земельного участка. Вместе с тем содержание пояснительной записки не соответствует ни содержанию отчета, ни содержанию оспариваемого нормативного правового акта.

Поскольку иных доказательств, свидетельствующих о проведении расчета размера процента к кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области и имеющих вид разрешенного использования "Объекты общественного питания", а также анализа и оценки экономических факторов, влияющих на уровень доходности указанных земельных участков в материалы дела не представлено, суд первой инстанции обоснованно признал недействующим указанное выше Положение в редакции решения Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 29 марта 2018 г. N 609 в оспариваемой части.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

решение Тамбовского областного суда от 25 июля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления