ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 6 июля 2017 г. N 1-АПГ17-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д. Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокуратуры Архангельской области о признании недействующим постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24 ноября 2016 г. N 55-п/26 "Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям акционерного общества "Котласгазсервис", по апелляционному представлению прокуратуры Архангельской области на решение Архангельского областного суда от 20 февраля 2017 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Агентства по тарифам и ценам Архангельской области Петухова А.В., специалиста Воронской Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
прокурор Архангельской области обратился в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24 ноября 2016 г. N 55-п/26 "Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям акционерного общества "Котласгазсервис".
В обоснование заявленного требования прокурор указал, что оспариваемое постановление противоречит нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере газоснабжения, имеющим большую юридическую силу.
Решением Архангельского областного суда от 20 февраля 2017 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, прокуратура Архангельской области обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционным представлением, в котором просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
Относительно апелляционного представления Агентством по тарифам и ценам Архангельской области представлен отзыв.
В судебное заседание представители прокуратуры Архангельской области, акционерного общества "Котласгазсервис", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, отзыва на него, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство по тарифам) в соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 г. N 214-пп является органом исполнительной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по теплоснабжению на территории Архангельской области.
Постановлением Агентства по тарифам от 24 ноября 2016 г. N 55-п/26 установлена и введена в действие на период с 01 января 2017 по 31 декабря 2017 г. плата за технологическое присоединение к газораспределительным сетям акционерного общества "Котласгазсервис" (далее - АО "Котласгазсервис") газоиспользующего оборудования заявителей при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения АО "Котласгазсервис" с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии до точки подключения, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа), согласно приложению (пункт 1).
Пунктом 2 постановления определены выпадающие доходы АО "Котласгазсервис" от технологического присоединения газоиспользующего оборудования, указанного в пункте 1 настоящего постановления, в размере 1 868,990 тыс. руб.
Согласно приложению к данному постановлению плата за одно технологическое присоединение газоиспользующего оборудования для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской деятельности (коммерческой) деятельности, составляет 42 372,88 руб., для физических лиц - 47 000,00 руб. (включая налога на добавленную стоимость), для прочих заявителей - 42 372,88 руб.
Текст постановления с приложением официально опубликован на официальном интернет-портала правовой информации www.pravo.gov.ru 02 декабря 2016 г.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 (далее - Основные положения), и Методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 28 апреля 2014 г. N 101-э/3 (далее - Методические указания N 101-э/3).
В силу абзаца 3 статьи 23.2 Закона о газоснабжении затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов газового хозяйства, включаются в расходы газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) предусмотренных частью второй статьи 17 настоящего Федерального закона специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Состав расходов газораспределительных организаций, включаемых в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 26(22) Основных положений, подпунктами "а" и "б" пункта 5 Методических указаний N 101-э/3 плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется). Указанные минимальный и максимальный уровни платы за технологическое присоединение начиная с 2015 года ежегодно индексируются на прогнозный среднегодовой уровень инфляции, определенный прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на тот же период, на который устанавливается плата за технологическое присоединение.
При этом газораспределительная организация в соответствии с методическими указаниями по регулированию платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, рассчитывает объем средств для компенсации своих расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе технологического присоединения указанной категории заявителей.
Указанные расчеты представляются в регулирующий орган, который в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы и, в случае возникновения, соответствующие выпадающие доходы газораспределительной организации от присоединения указанного газоиспользующего оборудования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 06 октября 2016 г. АО "Котласгазсервис" обратилось в Агентство по тарифам с заявление об установлении на 2017 год платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения, представив, в том числе расчет платы за технологическое присоединение.
Согласно расчету размер платы за технологическое присоединение общество планировало подключить в 2017 году 90 потребителей категории "физические лица до 5 м куб./час (не для предпринимательской деятельности)" и 4 потребителя категории "до 15 м куб./час для предпринимательской деятельности", в расчете указаны диаметры газопроводов-вводов, средняя удаленность объектов до точки подключения - 22 м, суммарная удаленность - 2 080 м, способы прокладки и материалы газопроводов-вводов.
По расчетам общества затраты на строительство 1 км наружных инженерных сетей газопровода по укрупненным ценам на строительство, утвержденным приказом Минстроя России от 28 августа 2014 г. N 36/пр, для категории потребителей "физические лица" составляют 2 480,3 тыс. руб. (без учета НДС), с учетом стоимости строительства 1 км газопровода-ввода 1 198,7 тыс. руб., стоимости пусконаладочных работ на 1 км 0,382 тыс. руб., проверки заявителем технических условий 0,85 тыс. руб. и подготовки территории строительства 0,813 тыс. руб.
По расчетам АО "Котласгазсервис" затраты на строительство 1 км наружных инженерных сетей газопровода для категории потребителей "ИП и прочие" составляют 1 678,6 тыс. руб. (без учета НДС), с учетом стоимости строительства 1 км газопровода-ввода 1 198,7 тыс. руб., стоимости пусконаладочных работ на 1 км 0,121 тыс. руб., проверки заявителем технических условий 0,108 тыс. руб. и подготовки территории строительства 0,249 тыс. руб.
По расчетам органа регулирования стоимость строительства 1 км газопровода составила 1 201,5 тыс. руб. Стоимость пусконаладочных работ, проверки заявителем технических условий и подготовки территории строительства принята регулирующим органом по предложению АО "Котласгазсервис".
Согласно экспертному заключению Агентства по тарифам от 19 октября 2016 г. произведенный обществом расчет стоимости строительства 1 км газопровода скорректирован в части применяемых индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объектам строительства на 2 квартал 2016 года (письмо Минстроя России от 03 июня 2016 г. N 17269-ХМ/09) для перевода цен 2014 года в цены 2 квартала 2016 года, а также применены индексы-дефляторы для перевода цен 2 квартала 2016 года в цены 2017 года, а именно применены индексы цен производителей в строительстве, предусмотренные разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) 06 мая 2016 г. Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (в 2015 году - 115,5%, в 2016 году - 107,1%, в 2017 году - 104,7%).
Суд первой инстанции признал несостоятельным довод административного истца о неправильном определении органом регулирования индекса инфляции исходя из следующего.
Ежегодной индексации на прогнозный среднегодовой уровень инфляции, определенный прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на тот же период, на который устанавливается плата за технологическое присоединение, подлежит минимальный и максимальный уровни платы за технологическое присоединение начиная с 2015 года, а не установленная плата за технологическое присоединение, как ошибочно полагает истец.
С учетом требований пункта 26(22) Основных положений на 2017 год минимально возможный уровень платы за технологическое присоединение составляет: минимально возможный 25 903 руб. (20 000 x 1,155 x 1,071 x 1,047); максимально возможный 64 757 руб. (50 000 x 1,155 x 1,071 x 1,047).
Оспариваемым постановлением плата за технологическое присоединение на 2017 год для АО "Котласгазсервис" установлена в пределах минимального и максимального уровня платы в размерах: за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. м/час (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. м/час (для прочих заявителей) - 42 372,88 руб., за присоединение (с НДС - 50 000 руб.): за техническое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. м/час (для физических лиц) - 47 000 руб.
Индекс цен производителей в строительстве был применен Агентством по тарифам при корректировке лишь одного из четырех показателей, входящих в затраты на строительство 1 км газопровода-ввода, а не к расчету платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям АО "Котласгазсервис" газоиспользующего оборудования.
Суд первой инстанции также обоснованно признал несостоятельным довод прокурора о том, что органом регулирования при расчете экономической обоснованности стоимости одного подключения включены не предусмотренные пунктом 9 Методических указаний N 101-э/3 расходы общества на выполнение мероприятий, подлежащих включению в расчет платы за технологическое присоединение (подготовка территории строительства, авторский надзор, благоустройство территории строительства).
Согласно пункту 9 Методических указаний N 101-э/3 для расчета платы за технологическое присоединение учитываются расходы на выполнение газораспределительной организацией следующих обязательных мероприятий: разработку проектной документации, выполнение технических условий, проверку выполнения заявителем технических условий, осуществления фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа.
В состав расходов газораспределительной организацией на разработку проектной документации входят, в том числе, проведение кадастровых и землеустроительных работ, согласование выделения земли под выполнение строительно-монтажных работ, информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (реконструкции) органами государственной власти или местного самоуправления, разработка проекта рекультивации (при нарушении земель сельскохозяйственного назначения), проведение экспертиз проектной документации, предусмотренных действующим законодательством.
Судом установлено, что при определении стоимости проведения кадастровых и землеустроительных работ Агентство по тарифам руководствовалось представленными газораспределительной организацией договорами, заключенными с ООО "Архземкадастр-Н", являющейся специализированной организацией, осуществляющей деятельность по землеустройству на территории города Котлас и Котласского района.
Согласно представленным расчетам (сметам) стоимость кадастровых и землеустроительных работ определена: для физических лиц - в размере 15 500 руб. на 20 м газопровода; для прочих заявителей - в размере 18 400 руб. на 70 м газопровода.
При этом, в соответствии с коммерческим предложением стоимость работ по изготовлению технического плана составляет: для заявителей категории "физические лица до 5 куб. м/час (не для предпринимательской деятельности)" - 2 500,00 руб., исходя из средней протяженности газопровода-ввода до границы земельного участка 20 м; для заявителей категорий "до 15 куб. м/час для предпринимательской деятельности", а также "прочие до 5 куб. м/час" - 3 000,00 руб. исходя из средней протяженности газопровода-ввода до границы земельного 70 м.
Принимая во внимание, что АО "Котласгазсервис" планирует в 2017 году осуществить 90 подключений заявителей категории "физические лица до 5 куб. м/час (не для предпринимательской деятельности") и 4 подключения заявителей категории "до 15 куб. м/час для предпринимательской деятельности", а также "прочие до 5 куб. м/час", при формировании экономически обоснованной стоимости технологического присоединения общая сумма затрат на разработку проектной документации обоснованно принята Агентством по тарифам исходя из планового количества подключений по каждой категории заявителей и стоимости проведения кадастровых и землеустроительных работ для каждой категории заявителей, в том числе затраты на изготовление технического плана для 90 подключений (физических лиц) приняты в размере 2 500 руб., для 4 подключений (прочих заявителей) - в размере 3 000 руб.
Ссылка административного истца на договор подряда на выполнение комплекса геодезических и кадастровых работ от 16 января 2017 г., заключенного между АО "Котласгазсервис" и ООО "Архземкадастр", и коммерческого предложения ООО "Архземкадастр" от 09 февраля 2017 г., в которых стоимость кадастровых работ по изготовлению технического плана составляет 2 000 руб., правомерно признана судом необоснованной, поскольку данные документы в орган регулирования при определении размера платы за техническое присоединение не заявлялись.
Кроме того, представленный истцом договор заключен с ООО "Архземкадастр" (ИНН <...>) на основании коммерческого предложения данного общества, в то время как АО "Котласгазсервис" в октябре 2016 года в агентство было представлено коммерческое предложение иного юридического лица - ООО "Архземкадастр-Н" (ИНН <...>), с иной стоимостью работ, которое и было учтено агентством при определении экономической обоснованности платы за одно технологическое присоединение.
Договор на выполнение кадастровых работ от 04 августа 2016 г. с указанием стоимости кадастровых работ по изготовлению технического плана в размере 2 500 руб. также не свидетельствует о необоснованности расчетов Агентства по тарифам, поскольку как следует из приложения к данному договору в перечне объектов газоснабжения указаны лишь жилые дома, т.е. заявителями являются физические лица. Указанные работы в соответствии с пунктом 5.1 договора от 04 августа 2016 г. осуществлялись в 2016 году, в то время как плата за кадастровые работы по изготовлению технического плана рассчитывалась агентством на 2017 год исходя из количества планируемых АО "Котласгазсервис" в 2017 году подключений 90 физических лиц и 4 предпринимателей.
Кроме того, по результатам хозяйственной деятельности АО "Котласгазсервис" в 2017 году, в том случае, если расходы, включенные агентством в состав экономически обоснованных расходов, не будут понесены обществом, размер выпадающих доходов может быть скорректирован на следующий период регулирования.
Также согласно приложению N 3 к экспертному заключению затраты на авторский надзор при расчете размера платы за техническое присоединение обществом не заявлялись и органом регулирования в расчет платы за технологическое присоединение не включались.
Размер платы за технологическое присоединение установлен органом регулирования на основании показателей предыдущего периода регулирования с применением индекса потребительских цен, установленного Минэкономразвития России на 2017 год - 104,7%.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Архангельского областного суда от 20 февраля 2017 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокуратуры Архангельской области - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------