Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 06.04.2016 N 305-КГ16-2065 по делу N А40-45486/2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 апреля 2016 г. N 305-КГ16-2065

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В. изучила кассационную жалобу саморегулируемой организации аудиторов Некоммерческого партнерства "Аудиторская палата России" от 10.02.2016 б/н на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.06.2015 по делу N А40-45486/2015, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.12.2015 по тому же делу

по заявлению саморегулируемой организации аудиторов некоммерческого партнерства "Аудиторская палата России" (далее - аудиторская палата) к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о признании недействительными приказа от 29.12.2014 N 532 "О проведении внеплановой документарной проверки саморегулируемой организации аудиторов некоммерческого партнерства "Аудиторская палата России" и предписания от 26.02.2015 N 009.

установил:

решением Арбитражного суда города Москвы от 18.06.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16.12.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе аудиторской палатой ставится вопрос об отмене принятых судебных актов со ссылкой на нарушение судами норм материального права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из судебных актов, в связи с жалобой Шоргина С. Минфином России на основании приказа от 29.12.2014 N 532 проведена внеплановая документальная проверка в отношении аудиторской палаты с целью установления соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ) и принятых в соответствии с ним иных нормативно правовых актов в части достоверности информации, содержащейся в представленных саморегулируемой организацией аудиторов документов при внесении изменений в сведения о саморегулируемой организации аудиторов, внесенные в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, и в состав рабочего органа Совета по аудиторской деятельности.

По результатам проверки Минфином России выдано предписание от 26.02.2015 N 009, в соответствии с которым аудиторской палате предписано в срок не позднее 20.03.2015 устранить выявленные нарушения требований Закона N 307-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативно правовых актов путем предоставления в Минфин России документов, содержащих достоверную информацию о руководителе Центрального Совета аудиторской палаты.

Основанием для вынесения указанного предписания послужили выводы Минфина России о нарушении аудиторской палатой требований части 13 статьи 16, статьи 21 Закона N 307-ФЗ, пункта 8 Положения о порядке ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденного приказом Минфина России от 30.04.2009 N 41н, пункта 6 Положения о рабочем органе Совета по аудиторской деятельности, утвержденного приказом Минфина России от 29.12.2009 N 146н.

Полагая, что приказ и предписание Минфина России не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы аудиторской палаты, последняя обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 16, 22 Закона N 307-ФЗ, пунктом 5.3.30 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, пунктом 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1202, пунктом 49 Административного регламента по исполнению Министерством финансов Российской Федерации государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденного приказом Минфина России от 21.09.2011 N 115н, суды сделали вывод о том, что Минфин России, являясь уполномоченным федеральным органом в сфере аудиторской деятельности наделен полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, в том числе контроля за соблюдением саморегудируемыми организациями аудиторов требований Закона N 307-ФЗ и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов.

Исходя из положений статьи 21 Закона N 307-ФЗ и пункта 8 Положения о ведении реестра саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденного приказом Минфина России от 30.04.2009 N 41н, принимая во внимание, что представляемая саморегулируемыми организациями аудиторов для внесения в реестр информация должна быть достоверной и соответствовать установленным законодательством требованиям, суды признали, что аудиторской палатой при направлении в Минфин России заявлений о внесении изменений в состав рабочего органа Совета по аудиторской деятельности представлены документы, содержащие недостоверную информацию о руководителе Центрального Совета аудиторской палаты, избранном с нарушением установленного порядка избрания.

Учитывая, что выявленные Минфином России нарушения выразились в действиях аудиторской палаты по предоставлению в Минфин России недостоверных сведений о руководителе Центрального Совета аудиторской палаты, для исполнения предписания аудиторской палате надлежало представить сведения о руководителе Центрального Совета аудиторской палаты, избранном в установленном порядке, либо об отсутствии такового.

Суды пришли к выводу, что предписание содержит четкое и конкретное указание, не допускающее его двоякого толкования, и является исполнимым, процессуальные требования к процедуре выдачи предписания, предусмотренные Законом N 307-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, Минфином России соблюдены.

Суды пришли к выводу, что со стороны Минфина России при издании оспариваемых приказа и предписания отсутствуют нарушения Закона N 307-ФЗ.

Доводы заявителя, содержащиеся в кассационной жалобе, отклоняются.

Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) допускается обращение граждан в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу в форме электронного документа. Такое обращение подлежит рассмотрению в порядке, установленном названным Законом.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ компетентный орган или должностное лицо дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Согласно пункту 12.5 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452, обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты все необходимые меры и даны письменные ответы.

Иное толкование заявителем правовых норм не является достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

отказать саморегулируемой организации аудиторов Некоммерческого партнерства "Аудиторская палата России" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

М.В.ПРОНИНА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления